Состояние природных систем в районе Заполярного ГНКМ[2] в Надым-Пур-Тазовском газодобывающем районе.[3]

Эоловые процессы развиваются на участках с рыхлыми песчаными грунтами (плоско-ложбинные местности), слабо закреплёнными растительностью. Они наблюдались в виде песчаных раздувов вдоль долин рек Пур, Ево-Яха, Седэяха и их притоков. Эоловые процессы при соответствующих литологических и ботанических условиях возникают даже при техногенных нагрузках со слабым нарушением ПРС и, что совсем неприятно, способны к активизации даже после прекращения техногенного воздействия.

Гравитационные процессы усиливаются в случае нарушения ПРС на склонах и проявляются солифлюкционными оплывинами, оползнями, термоэрозионными промоинами. Такие явления зафиксированы на отрезке дороги Тазовский - Газ-Сале, когда она проходит по бровке склона к пойме р. Таз.

Обустройство Заполярного ГНКМ и дальнейшая его эксплуатация рассчитаны на 35-40 лет в соответствии с ТЭО и проектной документацией АО "ВНИПИГаздобыча" (г. Саратов), с Заключением N1 от 10.01.1995 г. Отраслевой службы экспертизы и смет, и на основании письма Председателя Правления РАО "ГАЗПРОМ" от 21.02. 995 г. N ВВ 92.

Обустройство месторождения ведётся с 1993 г., началось оно с создания транспортной инфраструктуры, в первую очередь - дорожной сети. В условиях сплошного распространения ММП любое строительство проводится на насыпном основании, для чего требуется значительное количество строительного песка. На территории ЗГНКМ до 1994 г. не было обнаружено мест с промышленными запасами строительных песков. Исключение составляли поймы рек Юредей-Яха и Бол. Хэяха, поэтому для отсыпки было решено использовать русловые пески в районе пересечения р. Бол. Хэяха зимником Тазовский - Ст. Уренгой. Для этого проведено спрямление русла р. Бол. Хэяха, в отделившуюся излучину реки введен земснаряд, который, начиная с 1994 г., производит гидронамыв песка с образованием крупных отвалов на пойме и I надпойменной террасе. В 1995 г. на соседних излучинах заложено ещё два аналогичных гидронамывных карьера.

В августе 1996 г. на территории месторождения была проведена малоформатная аэрофотосъёмка, по результатам которой составлена "Карта фактического техногенно-антропогенного воздействия на ЗГНКМ и зону его освоения по состоянию на август 1996г". В данном разделе приводится характеристика вновь появившихся объектов и их воздействие на окружающие ландшафты.

Все три гидронамывных карьера расположены на левом берегу р. Бол. Хэяха, площадь используемых излучин порядка 0,5х 0,3 км. Вырубается лес: на верхней и нижней по течению излучинах он сведен наполовину, а на средней - полностью. На безлесной части земснарядом выбирается песок, при этом в среднем карьере уже "съедено" более 1/2(рис.3.1),в верхнем - 1/3, в нижнем - чуть менее 1/4 освобождённой от леса площади. Рядом, на дренированном коренном берегу отсыпаются площадки размером (в среднем) 250х120 м.

Работы запроектированы и ведутся в нарушение природоохранных норм, запрещающих всякую разработку грунта в долинах и, особенно, поймах рек. В настоящее время, кроме механического уничтожения поверхностного слоя, уже наблюдаются изменения гидрологического режима реки, а именно - мелеют и засыпаются песком соседние излучины. Изменение хода боковой и глубинной эрозии проявляются пока не столь явно, но непременно усилятся в ближайшие годы.

С 1993 г. на территории ЗГНКМ построено более 50 км насыпных дорог, которые соединяют разные строящиеся промышленные объекты. Через р. Бол. Хэяха в районе среднего гидронамыва построен мост. Главная магистраль ЗГНКМ на субширотном её отрезке в 1 км севернее озёр Хибярисядато в самых мокрых местах расширяется (возможно, постоянно подсыпается). По кюветам наблюдается узкая полоса обводнения, которая в местах пересечения с вездеходными дорогами стала вдвое шире. В месте перехода дороги через ручей образовалась подпруда протяженностью 300 м, дорога здесь частично размывается. Очень сильное придорожное обводнение наблюдается в районе промбазы, где обводнена полоса шириной 30 м на протяжении 250 м, а также вдоль насыпной дороги и трассы трубопровода между промплощадками в районе ОРС-1.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи по теме

Загрязнение
Актуальность данного курсового пректа заключается в том, что: на всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в при ...

Экономика и экология
Наиболее общий философский смысл, соответствующий современному широкому пониманию экологии как области знаний, состоит в рассмотрении и раскрытии закономерностей развития некое совокупности организмов, предметов, компонентов сообществ и с ...