Досуговые и духовные предпочтения в мегаполисах и провинциях

Теперь вернемся к проблеме духовных запросов жителей разных типов российских городов и посмотрим на нее не с точки зрения распространенности тех или иных духовных предпочтений в целом, а под углом зрения структуры духовных запросов жителей Москвы, Санкт-Петербурга, крупного или малого российского города. Такой «структурный» анализ показывает, что существуют по меньшей мере две диаметрально противоположные модели духовных предпочтений, которые формируют и структурируют основные интересы россиян, а соответственно – влияют на избираемый тип досуговой активности.[3]

Первая модель так называемых обыденных интересов структурирует предпочтения людей, напрямую связанные с привычными, общедоступными формами заполнения свободного времени, прежде всего – просмотром телепередач. Люди с подобными интересами не слишком оригинальны, не особо притязательны и привержены традиционным и, добавим, самым распространенным зрительским симпатиям, о чем уже говорилось выше при рассмотрении вопроса о бoльшей традиционности российской глубинки. Молодежь с преимущественно обыденными интересами помимо всего прочего неравнодушна к современной музыке и чтению беллетристики – детективов, боевиков, фантастики. Собственно этим духовные запросы этой части россиян в основном и ограничиваются, где бы они не проживали. [3]

Вторая модель духовных интересов структурирует скорее интеллектуальные, чем обыденные предпочтения. Приверженцы интеллектуальной модели могут также, как и предыдущая группа, разделять традиционные вкусы (или не разделять их). Однако при этом их духовные притязания простираются гораздо шире. Обязательными компонентами их интересов являются серьезная литература, музыка, ориентация на посещение театров, музеев, художественных выставок и т. д., а также стремление к самообразованию, повышению своего интеллектуального потенциала. Интеллигентная молодежь проявляет усиленный интерес к современным компонентам духовной жизни – Интернету, моде, дизайну, новым феноменам западной и российской культуры. Притязания данной группы свидетельствуют о качественно ином представлении о желаемом стиле жизни и типе досуга, чем потребности и интересы предыдущей группы.[3]

Если рассмотреть духовные запросы жителей мегаполисов и провинций с этой точки зрения, то обнаружится, что не менее 55% жителей обеих столиц, 53,3% жителей большой и 41,3% населения малой провинции обладают ярко выраженным интеллектуальным запросом. Именно эта доля российского населения в своем подавляющем большинстве любит театр, искусство (таких среди них до 80% как в мегаполисах, так и в провинциях, при том, что среди «обывателей» они нравятся лишь каждому третьему); 75,2% и 87,4% «интеллектуалов» из столиц и провинциальных российских городов стремится к самообразованию (этот важнейший компонент досуга присутствует всего у 29,0% «обывателей» независимо от места проживания); от 80% до 90% ценят русскую классику, увлекаются классической музыкой (люди с обыденными запросами из столиц и провинций только в каждом пятом случае). Наконец, именно «интеллектуалы» являются основными зрителями проблемных телевизионных передач (53,7% в мегаполисах и 66,1% в провинциях на фоне 18,2% и 32,6% среди «обывателей»). [3]

В общем, люди именно этой категории являются носителями городской культуры, и именно их неудовлетворенные запросы в сфере досуга, рекреации и социального участия должны определять развитие этой сферы жизни российского общества в дальнейшем. Ведь это наиболее образованная его часть, поскольку 72,8% «интеллектуалов» из столиц, 62,9% – из крупных и 48,1% – из малых городов имеют или получают высшее образование (среди «обывателей» таких 23,0%, 30,6% и 17,9% соответственно). Более того, у 40,5% приверженцев интеллектуальной модели духовной жизни в мегаполисах, у 25,7% из большой и у 18,0% из малой провинции родители тоже имели высокий уровень образования (в отличие от «обывателей», у которых родители имели высшее образование, соответственно, в 16,6%, 15,0% и 7,5% случаев).[3]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи по теме

Стационарные пункты наблюдения России
Что такое экологический мониторинг Подлинно многие и почти бесчисленные наблюдения перемен и явлений, на воздухе бывающих, ...учинены от испытателей натуры и ...сообщены ученому свету, так чтобы нарочитой подлинности в предсказании погод у ...

Могут ли восстанавливаемые виды энергии полностью заменить фоссильные топлива
В настоящее время проблема охраны природы и рационального использования её ресурсов приобрела огромное мировое значение. Человек осознает, что настало время позаботиться и о природе: она не может всё время отдавать, она не способна вынести ...