Приоритетные направления деятельности по снижению уровня шума от авиатранспорта

В зоне сверхнормативного шумового воздействия авиашума находится порядка 10% площади городской территории (площадь городских территорий, подверженных периодическому воздействию сверхнормативного авиашума, составляет порядка 545,5 кв.км). Это 40 районов города Москвы, расположенных в Западном, Юго-Западном, Южном, Юго-Восточном, Восточном и Зеленоградском административных округах города Москвы.

Превышение нормативов допустимого уровня шума, наблюдаемое при пролете авиасудов над жилой территорией, достигает 10-15 дБА. Зоны шумового дискомфорта рассчитаны на основании данных акустических паспортов аэропортов Шереметьево, Внуково, Домодедово, Остафьево с учетом условий неблагоприятной метеорологической ситуации, когда допускается пролет авиасудов над городской территорией, так как вопрос обеспечения безопасности полета становится приоритетным. Во всех остальных случаях территория города Москвы является запретной зоной для совершения полетов, и установленные схемы маневрирования воздушных судов при выполнении операций взлета и посадки проходят вне территории города Москвы.

Однако в ряде случаев наблюдается сверхнормативное шумовое воздействие от авиатранспорта. В течение 2000 года на территории Зеленограда действовал пост контроля авиашума. В результате проведения регулярных измерений шума и информирования администрации аэропорта "Шереметьево" о выявленных фактах превышения допустимого уровня шума количество нарушений удалось сократить на 90%. С прекращением проведения постоянного мониторинга нарушения возобновились.

Выявить все случаи сверхнормативного воздействия авиационного шума возможно только путем создания системы мониторинга авиационного шума, состоящей из сети стационарных автоматических станций контроля.

В настоящее время за счет средств аэропортов Московского авиаузла ведется работа по созданию собственных систем контроля авиашума, которые нацелены в первую очередь на решение задач аэропортов (в том числе определение акустических параметров эксплуатируемых авиасудов на местности, обеспечение соблюдения нормативов допустимого шумового воздействия на территориях аэропорта).

В ряде стран Евросоюза существует практика создания двух параллельных систем контроля авиационного шума:

- аэропортовые станции контроля авиашума (устанавливаются на территориях, прилегающих к аэропортам, под установленными траекториями выхода из аэропорта и захода на посадку);

- городские станции контроля авиашума (устанавливаются на жилых территориях, находящихся на траектории "спрямления" установленной траектории полета, а также на территориях, откуда поступает большое количество жалоб жителей на шум авиатранспорта).

В рамках создания городской системы контроля авиашума Целевой среднесрочной экологической программой города Москвы на 2006-2008 годы предусмотрено создание трех автоматических станций мониторинга авиационного шума на территориях Зеленограда, Южного Бутова, Солнцево.

На сегодняшний день решены следующие задачи:

- разработан и согласован с Мосгосэкспертизой проект автоматической станции мониторинга авиационного шума, позволяющий в автоматическом режиме проводить измерения шума, выявлять факты сверхнормативного воздействия авиатранспорта;

- выбраны места размещения трех первых городских станций на территории Зеленограда, Южного Бутова и Солнцево.

Проектируемая система мониторинга авиашума обеспечит:

- получение фактических доказательств, необходимых в соответствии с требованиями КоАП РФ для возбуждения административных дел по фактам выявленных нарушений;

- создание информационной базы по уровням авиационного шума для принятия решений при рассмотрении проектов развития городских территорий, а также при работе с жалобами жителей.

Однако эффективность бюджетных затрат города на создание такой системы будет зависеть от мер, применяемых по выявленным фактам.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Определение предпочтительного варианта осуществления природоохранительных мероприятий с помощью
Определение степени загрязнения окружающей среды с помощью коэффициента загрязнения Количественную оценку степени загрязнения окружающей среды можно сделать с помощью коэффициента загрязнения G (j), представляющего собой совокупнос ...

Шум в городе и средства защиты
Шумовое загрязнение в городах практически всегда имеет локальный характер и преимущественно вызывается средствами транспорта – городского, железнодорожного и авиационного. Уже сейчас на главных магистралях крупных городов уровни шумов прев ...