Социально-экологические последствия ракетно-космической деятельности.

Заключение.

Всесторонне рассмотреть эту проблему нет возможности, так как многие явления еще недостаточно изучены. Но понятно что уже сейчас возникают сложности с утилизацией компонентов жидких ракетных топлив. Вместе с тем, отсутствует нормативно-методическая документация по осуществлению экологического сопровождения и организации мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду в виде кратковременных импульсных процессов (огневое уничтожение РДТТ, подрыв и т.п.), не определены обязанности юридических лиц, не разработаны подходы для определения вклада в общую экологическую нагрузку территории при проведении сжигания (подрыва) РДТТ, а также порядок и источник финансирования работ по обеспечению экологической безопасности и мониторингу производств, осуществляющих ликвидацию ракетных двигателей. Хотя некоторые шаги в эту сторону делаются. Например, Сумское СП «Технополис» разработало безотходную технологию утилизации в местах хранения меланжей с получением азотных удобрений. Данная технология реализуется на малогабаритных передвижных установках, которые рассчитаны на мощность до 1 тонн в час.

При переработке отходов меланжа не выделяются оксиды азота, не образуется жидких или твердых отходов. В результате получаются жидкие удобрения с содержанием азота до 25-27 %, в том числе 10 % азота аммонийного, 10 % азота нитратного и 5-7 % азота в амидной форме. В качестве микродобавок удобрения могут содержать йод.

Полученные жидкие удобрения целесообразно применять в близлежащих сельскохозяйственных регионах, прилегающих к местам хранения меланжей. Для реализации данного предложения необходимо выполнить проектные работы, создать установку и сертифицировать получаемые минеральные удобрения. Затраты на выполнения работ составят около 150 тыс. долларов.

Хотя данная работа является экологической, проведенные специалистами СП экономические расчеты показывают, что на одной тонне переработанного меланжа можно получать до 6 долларов прибыли. Экологический эффект составит несколько миллионов долларов.

Меланж, в состав которого входили ингибиторы коррозии, использовался в качестве окислителей ракетного топлива. Хранение окислителя в течение 20 лет привело к тому, что за счет частичной коррозии в нем накопилось определенное количество примесей алюминия. Это делает невозможным дальнейшее применение субстанции по прямому назначению и создает экологическую проблему по ее хранению и утилизации. Централизованно утилизировать меланж не представляется возможным по причине изменения свойств — появления активной коррозионной способности из-за разложения ингибиторов в течение 20-летнего хранения.

Я думаю с течением времени проблема будет решена.

Приложение.

Таблица 1. Характеристика двухкомпонентных ЖРТ.

Топливо

Массовое соотношение компонентов топлива

ПДК мг/м3

Окислитель

Горючее

Кислород(жидкий)

Водород(жидкий)

5,56

----

Керосин

2,73

300

НДМГ

1,92

0,1

Гидрозин

1

0,1

Четырехокись азота

НДМГ

2,92

0,1

Аэрозин-50

2,13

0,1

Гидрозин

1,44

0,1

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по теме

Экологизация экономики
В современном мире человек сталкивается с множеством разнообразных проблем. Однако существует целый ряд проблем, которые являются общими для всех людей вне зависимости от расовой, государственной, национальной или социальной принадлежности ...

Устойчивое лесопользование
Мы находимся на пути коренного пересмотра взаимоотношений между лесом, людьми и промышленностью, которая выращивает и эксплуатирует лес. Меняется представление о рынке лесной продукции и о средствах, с помощью которых общество влияет ...