Актуальные проблемы экологического законодательства в России

Одной из основных причин неэффективной законопроектной работы является отсутствие официально утвержденной единой концепции развития экологического законодательства и стратегии ее реализации. "Здание" экологического законодательства строится хаотично, бессистемно, что подобно ситуации, когда дом строят без надежного фундамента и несущих конструкций.

Принятие родовых законов по природным средам и ресурсам лишь усугубило правовой хаос в экологическом законодательстве. При этом отделение управленческой природоохранной функции от хозяйственной, декларированное практически во всех принятых законодательных актах, не смогло в целом решить проблему повышения эффективности работы природоохранных органов. И дело не только в слабости звена в системе управления, каким оказался специально уполномоченный орган по охране природы, созданный в 1988 году, но так и не нашедший своего места как федеральный орган административного надзора и контроля в общей системе управления природоохранной деятельностью. Необходим переход от административно-территориальной к природно-территориальной (региональной) комплексной системе управления, что позволит значительно повысить эффективность управления природоохранной деятельностью, так как будет опираться на естественную организованность биосферных систем с учетом ландшафтно-геохимической зональности природных комплексов.

Ситуация в законотворчестве усугубляется также отсутствием у высшего законодательного органа страны своего базового юридического центра — Института законодательства и сравнительного правоведения, которого он был незаконно лишен после октябрьских событий 1993 году и который был передан Правительству Российской Федерации.

Что касается законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации, то во многих из них, в том числе и в Рязанской области, в результате сложившейся практики подготовки собственных законов имеет место тенденция "творческого" переписывания федеральных законов, в результате чего создается правовой хаос, так как многие правовые нормы таких законов не только повторяют аналогичные правовые нормы федеральных законов, но и искажают их правовой смысл. В засоренном правовом поле очень сложно разобраться не только обычному гражданину, но и специалисту. К тому же противоречащие федеральным законам правовые нормы этих законов могут быть отменены в установленном порядке.

К анализу законодательства относится и вопрос эффективности принятия законов. К сожалению, с каждым годом усилия депутатов по защите законных прав и интересов граждан все в большей степени не находят поддержки у Государственной Думы и других органов государственной власти, которые все больше отражают политику неправедного капитала. Например, в первой Государственной Думе совместными усилиями здравых сил буквально всех депутатских объединений удалось принять приемлемый вариант Водного кодекса Российской Федерации. Сейчас такая технология не срабатывает. Из-за коррумпированности и слабости власти не срабатывают и принятые социально ориентированные, значимые законы и решения.

Два с половиной года назад, в 2000 году, Комитет Государственной Думы по экологии провел в г. Рязани совместно с Рязанской областной Думой и администрацией Рязанской области выездное заседание по проблемам охраны окружающей природной среды: о практике применения экологического законодательства, об обращении с отходами производства и потребления, о проблемах особо охраняемых природных территорий, об областной программе "Обеспечение населения Рязанской области питьевой водой". К сожалению, необходимо констатировать, что выполнение принятых решений продвигается крайне медленно.

Для обеспечения ноосферного (устойчивого) развития России необходимо проведение широкого комплекса законодательных действий. В первоочередном порядке Государственной Думой должны быть подготовлены и приняты федеральные законы:

"Об основах государственной экологической политики по обеспечению устойчивого развития Российской Федерации" (речь идет, помимо качественных, главное — о количественных характеристиках такой политики);

"О собственности на природные ресурсы (объекты) в Российской Федерации";

"О государственном управлении природоохранной деятельностью в Российской Федерации".

Наши правозащитники, и в первую очередь либерального крыла, уже второе десятилетие нещадно эксплуатируют проблемы нарушения прав человека, отсутствия гражданского общества. Однако для решения этих проблем на законодательном поле они, демонстрируя двойной стандарт, напоминают, зачастую, глухонемых. Яркий пример тому — полное их безразличие к отсутствию в российском законода­тельстве федерального закона "О государственно-общественных и общественно-государственных объединениях", предусмотренного еще в 1995 году статьей 51 Федерального закона "Об общественных объединениях". Из-за отсутствия эффективной связки: государство — общество и (или) общество — государство в значительной степени не реализуются многие принятые законы.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по теме

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
Неравномерность размещения природных ресурсов по территории Земли и стремление обладать тем, чего нет у себя, но есть у соседа, являлось во все времена причиной возникновения каких-либо отношений между народами (от торговли до войн ...

Пестициды и удобрения. Их роль
Питание - это основа жизни любого живого организма, в том числе и растений. Вне питания нельзя понять сущность процессов роста и развития. С точки зрения практического растениеводства важнейшим средством улучшения питания с ...