Принципы экологического права

Право строится и работает на определенных принципах, выражающих сущность и назначение права, отражающих его главные характеристики и индивидуальности. Принципами права должны управляться все участники экологических отношений — органы законодательной, исполнительной, судебной власти, компании, публичные формирования, граждане. Соблюдение принципов может служить мерилом правового и общественного нрава страны, эффективности всей деятельности по обеспечению оптимального природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина. Экологическое право основано как на общих принципах русского права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых). Общими положениями, определяющими сущность права в целом, являются принципы социальной справедливости и социальной свободы, равноправия (равенства перед законом), единства юридических прав и обязательств, ответственности за вину, законности и некие остальные.

Отраслевые принципы экологического права могут быть выражены как в особых нормах-принципах, так и выведены из анализа правовых норм. Так как экологическое право включает в себя в качестве подотраслей земельное, аква и другие отрасли права, соответственно такие принципы содержатся как в законодательстве об окружающей среде, так и в актах отраслевого законодательства. Принимая во внимание сложность предмета экологического права, заметим, что относительно охраны окружающей среды принципы данной отрасли определены в ст. 3 Закона об охране окружающей среды. Хозяйственная и другая деятельность органов государственной власти Русской Федерации, органов государственной власти субъектов Русской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая действие на окружающую среду, обязана осуществляться на базе последующих принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и интересов человека, общества и страны в целях обеспечения устойчивого развития и подходящей окружающей среды;

- охрана, воспроизводство и рациональное внедрение природных ресурсов как нужные условия обеспечения подходящей окружающей среды и экологической сохранности;

- ответственность органов государственной власти Русской Федерации, органов государственной власти субъектов Русской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение подходящей окружающей среды и экологической сохранности на соответственных территориях;

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

- независимость контроля в области охраны окружающей среды;

- презумпция экологической угрозы планируемой хозяйственной и другой деятельности;

- некие остальные принципы.

Развитие экологического права на современном шаге очень динамично. Соответственно развиваются и его принципы. Анализ работающего законодательства и экологического права РФ дозволяет выделить ряд общих для отрасли принципов.

Формируемое экологическое законодательство и право основываются на последующих принципах:

- сохранение либо восстановление подходящего состояния окружающей среды как базы жизни и деятельности человека. Вытекает из ст.9 Конституции РФ. Обеспечивается средством экологического нормирования, экспертизы, сертификации, внедрения мер юридической ответственности и других мер;

- предотвращение вреда окружающей среде в процессе социально-экономического развития. Лицо, осуществляющее либо планирующее деятельность, которая окажет либо может оказать неблагоприятное действие на окружающую среду, должно заблаговременно принять и воплотить нужные меры в согласовании с требованиями законодательства для того, чтоб предотвратить вероятный вред. Уполномоченные муниципальные органы в пределах собственной компетенции должны обеспечивать предупреждение экологического вреда;

- экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользования. Этот принцип обусловлен диалектической взаимосвязью предметов, явлений и действий в природе. Реализуется средством установления требований по охране остальных природных объектов и окружающей среды в процессе землепользования, лесопользования, недропользования, водопользования, использования другими природными богатствами. Включает обеспечение выработки и воплощения мер по охране окружающей среды и природопользованию с учетом взаимозависимости явлений и действий в экологической системе. Он может быть реализован в рамках развивающейся отрасли права окружающей среды. Инструментами его реализации являются экологическое нормирование, оценка действия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, лицензирование охраны окружающей среды и природопользования. Данный принцип не получил пока подобающего нормативного регулирования и обеспечения, так как в развитии права окружающей среды до крайнего времени господствовал отраслевой подход к правовому регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов - - земель, недр, вод, лесов и др. В рамках отраслевого подхода недооценивались и соответственно не учитывались в нужной степени причины взаимосвязи явлений и действий в природе как встроенном объекте;

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Определение предпочтительного варианта осуществления природоохранительных мероприятий с помощью
Определение степени загрязнения окружающей среды с помощью коэффициента загрязнения Количественную оценку степени загрязнения окружающей среды можно сделать с помощью коэффициента загрязнения G (j), представляющего собой совокупнос ...

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
Неравномерность размещения природных ресурсов по территории Земли и стремление обладать тем, чего нет у себя, но есть у соседа, являлось во все времена причиной возникновения каких-либо отношений между народами (от торговли до войн ...