Содержание и перспективы развития основных экологических проектов в сфере международного сотрудничества в Баренцрегионе и их влияние на акваторию Баренцева моря

Цель НПД-Арктика

состоит в разработке и реализации эффективных мер по защите населения и биосферы от антропогенного загрязнения в морской, шельфовой и береговой зонах Арктики и на сопредельных территориях. Для достижения этой цели предусматривается осуществить меры по следующим пяти направлениям деятельности [3, c. 198]:

- развитие системы мониторинга и оценки состояния загрязнения российской Арктики;

- совершенствование законодательных и иных нормативных правовых актов;

- разработка и реализация инвестиционных проектов;

- организационно-технические мероприятия (подготовка кадров, охрана здоровья, развитие сети особо охраняемых природных территорий);

- развитие международного сотрудничества.

Разработка российского НПД-Арктика осуществлялась в тесном взаимодействии и при поддержке Арктического совета, особенно Рабочей группы ПАМЕ. На министерской сессии Арктического совета в Инари (Финляндия) в октябре 2002 года министры восьми арктических приветствовали принятие НПД-Арктика и призвали к оказанию ему двусторонней и многосторонней финансовой поддержки. На межправительственной конференции с участием более 100 государств, проходившей в ноябре 2001 года в Монреале, НПД-Арктика был приведен в качестве примера успешного подхода к реализации ГПД в конкретном арктическом регионе.

Международное признание российского НПД-Арктика и его роли в предотвращении и устранении загрязнения окружающей среды циркумполярного региона и в глобальных масштабах послужили основанием для подачи заявки Российской Федерации в Глобальный экологический фонд (ГЭФ) на поддержку НПД-Арктика.

В декабре 2001 года Совет ГЭФ одобрил эту заявку. Согласно правилам ГЭФ, реализация одобренной заявки осуществляется на основе Проектного документа. Соответствующий Проектный документ был разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Консультативным комитетом по защите морей и ЮНЕП и подписан 20 августа 2003 года нашим Министерством и Отделением ООН в Найроби.

Общая стоимость Проекта ГЭФ по поддержке НПД-Арктика составляет около 30 млн. долл. в течение пяти лет его реализации. Третью часть этой суммы предоставляет ГЭФ, ещё одну треть обеспечит Российская Федерация (в денежной и неденежной форме) и оставшуюся треть – двусторонние доноры. На данный момент подтвердили согласие на софинансирование Проекта ГЭФ США, Канада, Исландия, Италия, МОК ЮНЕСКО, Секретариат ГПД, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (спонсируемая Данией). Сообщили о своей заинтересованности в Проекте ГЭФ и готовности поддержать его Европейская комиссия, Европейский банк реконструкции и развития, Финансовая корпорация НЕФКО и Экологическое партнерство Северного измерения, переговоры с которыми продолжаются.

Проектом ГЭФ предусмотрено выполнение работ по следующим главным направлениям [3, c. 202]:

1. Разработка Стратегической программы действий (СПД).

В течение 18 месяцев будет разработана, согласована и утверждена СПД, содержащая конкретные целенаправленные меры и их расчетную стоимость по приоритетным проблемам борьбы с загрязнением российской Арктики, возникающим за счет источников, находящихся на территории Российской Федерации.

2. Прединвестиционные исследования.

Цель этих исследований состоит в определении оптимального пакета инвестиционных проектов, направленных на устранение загрязнения российской Арктики. Предыдущими исследованиями было выявлено значительное количество так называемых «горячих точек». Проект ГЭФ позволит выбрать из них 8-10 горячих точек, где вложение средств даст максимальный экологический, экономический и политический эффект. Срок выполнения прединвестиционных исследований – с 4 по 33 месяц по календарному плану.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по теме

Характеристика урбанизированной экосистемы на примере Фестивального микрорайона города Краснодар
В связи с активным ростом городов, застройки новых территорий, изменения ландшафтов и преобразовании естественных экосистем, встает вопрос об устойчивости преобразованных экосистем и их функционировании в новых, непривычных условиях. Изуче ...

Миграция химических загрязняющих веществ в биогеоценозе
Миграция химических загрязняющих веществ (ХЗВ) в биогеоцено­зе как наиболее геохимически активном блоке геосистемы тесно связана с их поведением в сопряженных с почвой природных водах. Отдельной задачей является исследование миграции ХЗ ...