Проекты по защите Баренцева моря от радиационного заражения

Ряд проектов на Кольской земле был направлен на предотвращение радиоактивного загрязнения региона и приграничных территорий. В 1955 году появилась первая атомная подводная лодка, а уже к концу 80-х годов прошлого века Северный флот имел около 200 атомных реакторов. Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), подписанный США и СССР в 1991 году, привел к тому, что в пунктах отстоя скопились выведенные из состава ВМФ атомоходы, общий радиационный потенциал ядерного топлива которых оценивался в 150-200 млн Кu. При этом возможности судоремонтных заводов Мурманской области позволяли в год утилизировать всего 3-4 лодки. Тогда была начата большая работа по привлечению средств на решение проблем ядерной и радиационной безопасности, в том числе за счет международной помощи. Контракты с иностранными донорами дали возможность реализовать ряд крупных проектов, существенно улучшивших экологическую ситуацию в регионе [16].

На средства Норвегии, Великобритании, Франции, Европейского банка реконструкции и развития проводится реабилитация технических баз в губе Андреева и поселке Гремиха. Благодаря приграничному сотрудничеству Мурманской области и норвежской провинции Финнмарк утилизированы все радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГи), которые раньше использовались в качестве электропитания для автоматически действующих средств навигационного оборудования в труднодоступных районах морского побережья. На смену потенциально опасным РИТЭГам пришли солнечные энергетические установки [16].

Огромный объем работ выполнен по утилизации атомных подводных лодок. С 1994 года судоремонтный завод «Нерпа», что в ЗАТО г. Снежногорск, является на Кольском полуострове основным предприятием по утилизации отслуживших атомных подводных лодок.

Активное участие «Нерпы» в международных программах по ликвидации ядерного наследия позволило успешно реализовать проекты по экологической реабилитации объектов с ядерными энергетическими установками, утилизации АПЛ, выведенных из эксплуатации в рамках программ «Глобальное партнерство», AMEC, TASIS и др. Накоплен опыт делового сотрудничества с компаниями Норвегии, Швеции, Германии, Великобритании, Италии. Всего же, по данным на сентябрь 2009 года, заводом полностью утилизированы 41 атомная подводная лодка различных проектов и модификаций, 9 плавучих десятиотсечных блоков АПЛ, 16 плавучих трехотсечных и одноотсечных с поплавками блоков АПЛ.

Но эти цифры - лишь отчасти позволяют оценить вклад приграничного сотрудничества в охрану природы. Представьте, что раньше реакторные отсеки утилизированных подводных лодок хранились на плаву. Срок этого хранения ограничен десятилетием. Образующиеся продукты коррозии, с радиоактивными следами, разносились течением Гольфстрим, нанося окружающей среде серьезный ущерб. Сейчас в Мурманской области реализуется проект, позволяющий размещать блоки реакторных отсеков на стапельную плиту, на которой их можно безопасно хранить около 75 лет, а затем утилизировать. Местом для организации пункта долговременного хранения стала губа Сайда. Средства для создания там необходимой инфраструктуры выделены ФРГ, а подготовку реакторных отсеков и их транспортировку проводит «Нерпа».

Аналог пункта длительного хранения реакторных отсеков есть только в США. Уникальность российского - в создании повышенной системы безопасности для окружающей среды. Общая сумма инвестиционного проекта, на который еще предстоит найти средства, составляет 100 млн евро. А следующий шаг - утилизация надводных кораблей с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания, построенных более 40 лет назад, вывод которых из эксплуатации начат в 2002 году.

Еще статьи по теме

Проблемы рационального использования лесных ресурсов особо охраняемых территорий
Одно из основных условий при формировании культурного лан- дшафта — достижение максимальной производительности возоб- новимых природных ресурсов, прежде всего биологических. Помимо бесспорного хозяйственного эффекта это одновреме ...

Загрязнение атмосферы передвижными транспортными средствами
Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха поступают от энергетических установок, работающих на углеводородном топливе (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, уголь, природный газ и другие). Количество загрязнения определяется состав ...