Экономический механизм рационального природопользования, его определение. Поощрительные, принудительные и компенсационные меры ценового регулирования природоохранной деятельности в Республике Белару

Новые отношения собствен­ности в экономике, конечно, должны повлиять на усиление дей­ственности этой меры ответственности. Приведенные выше меры по экономическому регулированию природопользования (платежи, штрафные санкции, возмещение ущерба) могут быть отнесены к методам негативной мотивации (мерам ответственности), которые призваны как бы противодей­ствовать нарушениям установленных законодательных актов и нормативов. Но экономическое стимулирование осуществляется и методами позитивной мотивации, или мерами заинтересо­ванности, которые нацелены на поощрение природопользователей, осуществляющих мероприятия по сохранению природной среды.

В условиях административно-командной системы среди мер материального поощрения практиковались налоговые льго­ты (освобождение от платежей в бюджет за производственные фонды природоохранного назначения), льготное кредитование капитального строительства природоохранных сооружений, пре­мирование по результатам экологической деятельности, оставле­ние в распоряжении предприятий и зачисление в фонды эконо­мического стимулирования части прибыли от реализации про­дукции, изготовленной из отходов производства.

Однако и эти рычаги были далеко не всегда эффективными. Бесплатные природоохранные фонды использовались чаще все­го нерационально, очистные сооружения были или перегруже­ны, или неисправны. На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования глав­ным элементом экономического механизма природопользова­ния становится ценовое, или налоговое, регулирование. Все ин­струменты ценового регулирования, используемые у нас в хо­зяйственной практике, можно условно подразделить на поощ­рительные (льготное налогообложение, льготное кредито­вание и субсидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т.п.), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) и компенсационные, ме­ры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохран­ных фондов и др.).

По мере стабилизации экономики необходимо также посте­пенное освоение рыночных механизмов эколого-экономического регулирования путем создания рынка разрешений (лицензий) на загрязнение окружающей среды, что будет способство­вать привлечению средств производителей на решение природо­охранных задач, созданию рыночной инфраструктуры экологи­ческой сферы. Практическое внедрение этих рычагов сегодня в республике затруднено из-за необходимости разработки новых нормативов качества окружающей среды, адекватных совре­менной ситуации, обеспечения контроля за их выполнением, создания организационных структур по заключению сделок, введению экологического аудита. Однако о вы­сокой эффективности применяемых в Беларуси экономических методов говорить пока не приходится, поскольку на их реализа­ции сказывается общая кризисная социально-экономическая ситуация, осложненная инфляцией.

Все это ослабляет и дефор­мирует стимулы, действенные в условиях функционирования стабильной экономики. Кроме того, используемые у нас эконо­мические регуляторы недостаточно приспособлены к требовани­ям рыночных реформ. В период перехода к рынку очень важно оптимальное сочетание ценовой и налоговой политики. Цены на продукцию и сырье, например, в отраслях минерально-сырьево­го комплекса должны быть ориентированы на выгодность их по­лучения из отходов, что следует подкреплять налоговыми льго­тами на продукцию, производимую из отходов, и экономией на платежах за загрязнение, если максимально возможное их ко­личество улавливается и утилизируется.

Важно иметь в виду, что и в период становления рыночной экономики экономические рычаги управления тесно связаны с административными. Административные методы как бы очер­чивают область применения экономических механизмов, пос­кольку внедрение экологических платежей возможно лишь при жестко регламентируемой системе государственных стан­дартов, которая нуждается в совершенствовании.

Перейти на страницу: 1 2 

Еще статьи по теме

Экологические проблемы почвенных ресурсов района им. М. Жумабаева
Актуальность темы. Район М. Жумабаева является одним из крупнейших регионов по производству сельскохозяйственной продукции. Для этого здесь есть все необходимые ресурсные и природно-климатические условия, позволяющие за счет местного произ ...

Характеристика урбанизированной экосистемы на примере Фестивального микрорайона города Краснодар
В связи с активным ростом городов, застройки новых территорий, изменения ландшафтов и преобразовании естественных экосистем, встает вопрос об устойчивости преобразованных экосистем и их функционировании в новых, непривычных условиях. Изуче ...