Источники экологического права

управление федеральной собственностью (в том числе на землю, недра, воды, леса, животный мир);

осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка (включая экологический правопорядок).

Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании экологического права. Об этом свидетельствует перечень актов Правительства РФ, принятых в последние годы только в отношении одного природного ресурса - земли:

От 23 февраля 1994г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»;

От 3 августа 1996г. № 932 «Об утверждении федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра»;

От 15 марта 1997г. № 131 «О порядке определения нормативной цены земли»;

От 25 августа 1999г. № 945 «О государственной кадастровой оценке земель»;

От 26 июня 1999г. № 694 «О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы»;

От 7 августа 2002г. № 576 «Об утверждении Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю»;

От 11 августа 2003г. № 486 «Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети»;

От 6 апреля 2004г. № 160 «Вопросы Министерства природных ресурсов»;

От 6 апреля 2004г. № 161 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования».

Как видно из приведенного перечня, Правительство России активно принимает оперативные меры по налаживания и обеспечению земельного и экологического правопорядка.

Источники экологического права обладают всеми характерными признаками, свойственными источникам права. Но они имеют свои особенности: в них представлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права; они отличны содержанием так называемых “экологизированных” норм и нормативных актов. Иначе говоря, тех актов, которые, регулирую соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды. Наконец, в числе источников экологического права определенное место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

Понятие санитарно-эпидемиологическое благополучия населения как объекта правовой охраны Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения относится (является) результатом деятельности людей и проявлений природного характера. Санитарно-эпидемиологическое благополучие направлено на обеспечение здоровья, жизни людей за счет сохранения окружающей человека среды обитания в благоприятном состоянии. В то же время среда обитания человека включает в себя не только окружающий его внешний мир, но и состояние здоровья тех людей, с которыми приходится находиться в связях, отношениях, с теми материальными благами, которые он создает и потребляет. По определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье людей - это состояние их полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия у них болезней и физических дефектов.С методологических позиций санитарно-эпидемиолсгическое благополучие населения следует рассматривать (изучать) через общественные отношения, которые включают в себя производственные, социально-экономические, природные, управленческие, специальные, личностные факторы. И если они выражены законодательством, то государство и оказывает регулирующее воздействие на необходимое поведение и деятельность людей по обеспечению благоприятной среды обитания. По закону РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии ' населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения понимается как: "такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его «жизнедеятельности». По наименованию и содержанию указанного закона он призван, наряду с другими нормативно-правовыми актами, регулировать сложившиеся общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения как необходимого условия реализации на территории РФ интересов граждан и общества в сохранении и укреплении здоровья, физического и духовного развития, долголетней активной жизни людей. Исходя из требований вышеприведенного закона следует определиться в правовой природе санитарно-эпидемиологического благополучия населения и установить какая отрасль законодательства или совокупность отраслей оказывает на него регулирующее воздействие. В правовой литературе общепризнано, что объект правовой охраны следует устанавливать в той отрасли права, которая регулирует данный вид общественных отношений. При этом также общепризнанно, что любая сложившаяся отрасль определяется по предмету и методу правового регулирования. Правовому регулированию санитарно-эпидемиологического благополучия населения не посвящались специальные исследования и тем более в диссертационном плане. Однако обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения рассматривается как сфера административного права через институт государственной организации, управления, контроля и надзора.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по теме

Экологические проблемы почвенных ресурсов района им. М. Жумабаева
Актуальность темы. Район М. Жумабаева является одним из крупнейших регионов по производству сельскохозяйственной продукции. Для этого здесь есть все необходимые ресурсные и природно-климатические условия, позволяющие за счет местного произ ...

Наурузумский заповедник
Наурузумский заповедник Расположение Казахстан, Костанайская область Площадь 191 381 га Дата основания ...