Факторы, влияющие на состояние окружающей среды Алтайского края.

1. Антропогенное, т.е. связанное с деятельностью человека, воздействие.

Алтайский край занимает заметное место в РФ, прежде всего как крупный производитель сельскохозяйственной продукции; довольно развита и промышленность.

В структуре промышленности края на первом месте перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая и нефтехимическая, легкая, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, развита теплоэнергетика - экологически опасные производства. Немалый вклад в загрязнение окружающей природной среды вносят и объекты сельскохозяйственного производства, при этом основными причинами являются сбросы предприятий, производящих в больших количествах мясо (животноводческие комплексы, птицефабрики), а также применение значительных количествах средств химизации (удобрений, пестицидов).

2. Это географическое положение края, особенности климатообразующих факторов.

Алтайский край находиться в Алтай - Саянской зоне образования циклонов (до 250 циклонов в год), на его климат оказывает большое влияние прилегающие территории: Западная и Восточная Сибирь, Центральная и Средняя Азия, где находятся зоны экологической напряженности (Кузбасс, Караганда и др.), воздушные массы из этих районов переносят загрязненный воздух в край.

3. Через механизм циклонической деятельности большое влияние оказывает Европейская территория страны и далекая Атлантика. Роль последней сказывается в распределении осадков, особенно в горных районах, подверженных влиянию более высоких слоев тропосферы в полосе западного переноса воздушных масс.

4. Существенно сказывается и то обстоятельство, что Алтайский край расположен в зоне повышенного природного потенциала загрязнения атмосферы (ПЗА), который характеризуется частотой повторяемостью штилей (более 40 % дней в год), приземных инверсий (более 45 % в год), продолжительностью туманов (более 25 %), что затрудняет рассеивание вредных веществ и способствует их накоплению в атмосфере. Наиболее загрязнена атмосфера зимой и летом.

Справочная информация:

Потенциал загрязнения атмосферы (ПЗА) - сочетание метеофакторов, обуславливающих уровень возможного загрязнения атмосферы, куда входит повторяемость штилей (скорость ветра 0-1 м/с), продолжительность туманов, повторяемость приземных инверсий и их мощность.

Инверсия - возрастание температуры с высотой; инверсия температуры у поверхности земли - это приземная инверсия, которая возникает в результате выхолаживания воздуха над почвой и является слоем атмосферы, задерживающим и препятствующим распространению примесей, и создает условия для накопления примесей.

Территорию РФ можно разделить на 5 зон по величине ПЗА:

1 зона, низкий ПЗА - Сев-Зап. часть европейской территории, штили не более 20 %, инверсий не более 20-30 %, туманы 40-60 дней, загрязнение в переходные периоды.

2 зона, умеренный ПЗА - Центральная, Юго – Зап., Сев. – Вост. часть РФ, штили не более 40 %, инверсий 30-40 %, туманов не более 40 дней, повышенный уровень загрязнения летом и зимой.

3 зона средний ПЗА - сюда входит Алтай, большая часть Урала, Западная Сибирь, Камчатка и Сахалин, штилей более 40 %, инверсий более 45 %, туманов более 25 %, повышенный уровень загрязнения зимой и летом.

4 зона, высокий ПЗА - Южный Урал, юг Красноярского края, штилей - 70 %, инверсий - 40-50 %, туманы до 20 %.

5 зона очень высокой ПЗА - Вост. Сибирь и горные районы Ср. Азии, мало осадков, штили до -50%, туман в низинах - 70 % длительностью до 10-15 дней, инверсия - 50 %.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по теме

Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы
Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сформировавшейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское, разрушающее и во многих случаях уничтожающее отношение человека к природ ...

Методы экологии человека
Экология человека – это не только накопление конкретных медико-биологических, географических, социально-экономических знаний, а прежде всего наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания, пути перестройки его мышления для осоз ...