Загрязнение земель нефтепродуктами
В состав нефтепродуктов входит смесь углеводородов метанового, нафтенового, ароматического и нафтено-ароматического рядов.Токсичность разных типов нефтепродуктов не одинакова.
Легкие фракции нефтепродуктов (бензины, керосины) обладают наиболее сильным токсическим действием на живые организмы. Но влияние этих продуктов происходит непродолжительное время вследствие быстрого испарения, биодеградации и рассеяния.
Тяжелые фракции нефтепродуктов сильного токсического действия на организм не оказывают, но они значительно ухудшают свойства почв, затрудняют газо- и водообмен в почвах, затрудняют дыхание и питание растений. Эти компоненты очень устойчивы и могут сохраняться в почвах в течении длительного времени (годы, десятки лет)/11/.
При загрязнении почв нефтепродуктами нарушается экологическое равновесие в почвенной системе, происходит изменение морфологических, физико-химических и химических характеристик почвенных горизонтов, изменяют водно-физические свойства почв, нарушается соотношение между отдельными фракциями органического вещества почвы, в частности между липидной и гумусовой составляющими, создается опасность вымывания нефтепродуктов и вторичного загрязнения грунтовых и поверхностных вод.
Уровень допустимой концентрации нефтепродуктов в почве, при котором не наблюдается перечисленных выше явлений, не везде одинаков. Он будет различаться в зависимости от почвенно-климатической зоны, типа почвы, состава нефтепродуктов, попавших в почву/16/.ПДК нефтепродуктов в почве составляет 1 г/кг.
В таблице 4.1 представлены данные о содержании нефтепродуктов на территории сброса сточных вод ливневой канализации ОАО «Счетмаш».
Таблица 4.1 Содержание нефтепродуктов в почве на территории сброса
Сточныхвод
№ пробы почвы |
Место отбора пробы почвы |
Горизонт, см |
Содержание в почве г/ кг |
Погрешность |
ПДК = 1 | ||||
738 |
Пробная площадка №1, верт. Разрез №1 |
0-20 |
0.40 |
±0.14 |
739 |
«-« |
20-60 |
0.66 |
±0.23 |
740 |
«-« |
60-100 |
0.53 |
±0.19 |
741 |
Пробная пл-ка № 1, 1360 м2, усредн. проба |
0-20 |
1.0 |
±0.4 |
742 |
Пробная площадка №2, верт. разрез №2 |
0-20 |
0.76 |
±0.27 |
743 |
«-« |
20-60 |
0.63 |
±0.22 |
744 |
«-« |
60-100 |
0.56 |
±0.20 |
745 |
Пробная пл-ка № 2, 800 м2, усредн. проба |
0-20 |
2.2 |
±0.8 |
746 |
Пробная площадка №3, верт. разрез №3 |
0-20 |
1.6 |
±0.6 |
747 |
«-« |
20-60 |
0.97 |
±0.34 |
748 |
«-« |
60-100 |
0.31 |
±0.11 |
749 |
Пробная пл-ка № 3, 25 м2, усредн. проба |
0-20 |
1.7 |
±0.6 |
750 |
Пробная площадка №4, верт. разрез №4 |
0-20 |
0.15 |
±0.07 |
751 |
«-« |
20-60 |
0.22 |
±0.10 |
752 |
«-« |
60-100 |
0.08 |
±0.04 |
753 |
Пробная пл-ка № 4, 880 м2, усредн. Проба |
0-20 |
1.6 |
±0.6 |
754 |
Пробная площадка №5, верт. разрез №5 |
0-20 |
1.6 |
±0.6 |
755 |
«-« |
20-60 |
1.2 |
±0.4 |
756 |
«-« |
60-100 |
0.45 |
±0.16 |
757 |
Пробная пл-ка № 5, 27,5 м2, усредн. проба |
0-20 |
1.3 |
±0.5 |
758 |
Пробная площадка №6, верт. разрез №6 |
0-20 |
0.83 |
±0.29 |
759 |
«-« |
20-60 |
1.2 |
±0.4 |
760 |
«-« |
60-100 |
0.20 |
±0.09 |
761 |
Пробная пл-ка № 6, 880 м2, усредн. Проба |
0-20 |
1.7 |
±0.6 |
762 |
Пробная площадка №7, верт. разрез №7 |
0-20 |
2.7 |
±1.0 |
763 |
«-« |
20-60 |
0.89 |
±0.31 |
764 |
«-« |
60-100 |
0.20 |
±0.09 |
765 |
Пробная пл-ка № 7, 880 м2, усредн. Проба |
0-20 |
2.7 |
±1.0 |
766 |
Пробная площадка №8, холостая проба (на расстоянии 90 м от пр. пл- ки №8) |
0-20 |
0.15 |
±0.07 |
767 |
«-« |
20-60 |
0.29 |
±0.10 |
768 |
«-« |
60-100 |
0.08 |
±0.04 |
769 |
Пробная пл-ка № 8, 100 м2, усредн. Проба |
0-20 |
0.05 |
±0.02 |
Еще статьи по теме
Перспективы экологической оптимизации структуры агроэкосистем на примере колхозов Баймакского
Сельское
хозяйство районов Зауралья РБ в настоящее время испытывает тяжелейший
экологический кризис. Сложившаяся в регионе экологическая ситуация вызвана
чрезмерными антропогенными нагрузками на агроэкосистемы. Пастбищные нагрузки
пр ...
Шум в городе и средства защиты
Шумовое загрязнение в городах практически всегда имеет локальный
характер и преимущественно вызывается средствами транспорта – городского,
железнодорожного и авиационного. Уже сейчас на главных магистралях крупных
городов уровни шумов прев ...