Законодательство Российской Федерации

в области экологического мониторинга.

Понятие, общая характеристика

Мониторинг окружающей среды может характеризоваться как одна из мер охраны окружающей среды, функция государственного управления и государственный институт. Основные положения об экологическом мониторинге сформулированы в Федеральном законе Российской Федерации от 10.01.20002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов

(ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

(ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с главой X ФЗ «Об охране окружающей среды» («Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг»), статья 63), государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), используется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации и мероприятий по охране окружающей среды.[1]

Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды регулируется законодательством.[2]

В соответствии с Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды[3], информация в области мониторинга загрязнения окружающей среды общего назначения представляется пользователям бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на эти услуги. Такие расходы компенсируются за счет федерального бюджета. Бесплатно названная информация представляется органам государственной власти Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим пользователям информация в области мониторинга окружающей среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на её подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и электронной почты. Специализированная информация в области мониторинга загрязнения окружающей среды предоставляется пользователям в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационного обеспечения.

Положения о мониторинге, кроме Федерального закона «Об охране окружающей среды», имеются во всех природоресурсных и иных нормативных правовых актах.

Еще статьи по теме

Влияние деятельности человека на биосферу. Проблемы городских отходов
Признаком устойчивой экологической системы является стабильность определённых характеристик. Так, например, экологически устойчивая система Земля имеет постоянную массу и постоянную среднюю температуру. Под экологической катастрофой с ...

Проблемы рационального использования лесных ресурсов особо охраняемых территорий
Одно из основных условий при формировании культурного лан- дшафта — достижение максимальной производительности возоб- новимых природных ресурсов, прежде всего биологических. Помимо бесспорного хозяйственного эффекта это одновреме ...