Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы

К важнейшим экологическим последствиям глобального за-грязнения атмосферы относятся:

1) возможное потепление климата («парниковый эффект»);

2) нарушение озонового слоя;

3) выпадение кислотных дождей.

Большинство ученых в мире рассматривают их как круп-нейшие экологические проблемы современности.

Возможное потепление климата («парниковый эффект»)

В настоящее время наблюдаемое климата, кото-рое выражается в постепенном повышении среднегодовой тем-пературы, начиная со второй половины прошлого века, боль-шинство ученых связывают с накоплениями в атмосфере так называемых «парниковых газов» -- диоксида углерода (СО) метана (СН4), хлорфторуглеродов (фреонов), озона (О3), окси-дов азота и др.

Парниковые газы, и в первую очередь СО2, препятствуют длинноволновому тепловому излучению с поверхности Земли. По Г. Хефлингу (1990), атмосфера, насыщенная парниковыми газами, действует как крыша теплицы. Она, с одной стороны, пропускает внутрь большую часть солнечного излучения, с дру-гой -- почти не пропускает наружу тепло, переизлучаемое Зем-лей.

В связи с сжиганием человеком все большего количества ископаемого топлива: нефти, газа, угля и др. (ежегодно более 9 млрд т условного топлива) -- концентрация СО2 в атмосфере постоянно увеличивается. За счет выбросов в атмосферу при промышленном производствен в быту растет содержание фре-онов (хлорфторуглеродов). На 1--1,5% в год увеличивается со-держание метана (выбросы из подземных горных выработок, сжигание биомассы, выделения крупным рогатым скотом и др.). В меньшей степени растет содержание в атмосфере и ок-сида азота (на 0,3% ежегодно).

Следствием увеличения концентраций этих газов, создаю-щих «парниковый эффект» является рост средней глобальной * температуры воздуха у земной поверхности. За последние 100 лет наиболее теплыми были 1980,1981, 1983, 1987 и 1988 гг. В 1988 г. среднегодовая температура оказалась на 0,4 °С выше, чем в 1950--1980 гг. Расчеты некоторых ученых показывают, что в 2005 г. она будет на 1,3 °С больше, чем в 1950--1980 гг. В докладе, подготовленном под эгидой ООН международной груп-пой по проблемам климатических изменений, утверждается, что к 2100 г. температура на Земле увеличится на 2--4 градуса. Масштабы потепления за этот относительно короткий срок бу-дут сопоставимы с потеплением, произошедшим на Земле по-сле ледникового периода, а значит, экологические последствия могут быть катастрофическими. В первую очередь это связано с предполагаемым повышением уровня Мирового океана, вслед-ствии таяния полярных льдов, сокращения площадей горного оледенения и т. д. Моделируя экологические последствия по-вышения уровня океана всего лишь на 0,5--2,0 м к концу XXI в., ученые установили, что это неизбежно приведет к нарушению климатического равновесия, затоплению приморских равнин в более чем 30 странах, деградации многолетнемерзлых пород, заболачиванию обширных территорий и к другим неблагопри-ятным последствиям.

Однако ряд ученых видят в предполагаемом глобальном потеплении климата и положительные экологические послед-ствия (Вронский, 1993; Парниковый эффект ., 1989). Повы-шение концентрации СО2 в атмосфере и связанное с ним уве-личение фотосинтеза, а также возрастание увлажнения клима-та могут, по их мнению, привести к увеличению продуктивно-сти как естественных фитоценозов (лесов, лугов, саванн и др.), так и агроценозов (культурных растений, садов, виноградни-ков и др.).

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по теме

Водная среда жизни и адаптация к ней организмов
На нашей планете живые организмы освоили четыре основные среды обитания. Водная среда была первой, в которой возникла и распространилась жизнь. Только потом организмы овладели наземно-воздушной, создали и заселили почву и сами ст ...

Глобальная экологическая проблема в Украине. Тепловое загрязнение естественных водоёмов
Вода - важнейший минерал на Земле, который нельзя заменить никаким другим веществом. Она составляет большую часть любых организмов, как растительных, так и животных, в частности, у человека на её долю приходится 60-80% массы тела. Вода ...