Особенности природоохранной деятельности в России в ХХ веке.
В рамках начатой в 2004 г. административной реформы предусматривается создание независимых федеральных служб: по надзору в сфере природопользования (в рамках Министерства природных ресурсов наряду с государственными агентствами водных ресурсов, лесного хозяйства и по недропользованию) и по экологическому, технологическому и атомному надзору (с прямым подчинением Правительству России). Вопросы распределения функций и полномочий, штатов и структур на местах все еще находятся в стадии решения.
С 1992 г. в России введена плата за выбросы в атмосферу, сбросы сточных вод в водные объекты и размещение твердых отходов. Размеры платежей определяются по статической отчетности и прейскурантам. Платежи за загрязнение поступают в бюджетные экологические фонды. Средства этих фондов используют на природоохранные мероприятия: научные исследования и опытно-конструкторские работы в интересах охраны окружающей среды, строительство природоохранных объектов (очистных сооружений, полигонов захоронения и др.), на развитие сети особо охраняемых природных территорий, на создание и совершенствование систем контроля состояния окружающей среды, экологическое воспитание и образование. К сожалению, зигзаги экономической и экологической политики на рубеже веков привели к тому, что правовой статус платежей за негативное воздействие на окружающую среду неоднократно пересматривался и даже отменялся решением суда и до сих пор не определен окончательно. Собираемость платежей вследствие многочисленных реорганизаций природоохранных органов, сокращения инспекторского состава и числа проверок упала. Сами экологические фонды лишь восстанавливают свою деятельность после упразднения внебюджетных фондов.
Государственная экологическая экспертиза — обязательное условие всякого строительства и реконструкции хозяйственных объектов, пользования недрами. Целью экологической экспертизы является проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности общества: отсутствие при реализации проектов превышения ПДК вредных веществ, ПДУ физических полей, отсутствие ближайших или отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий от функционирования проектируемых объектов. Нарушение требований ведет к приостановке строительства.
К функциям государственных природоохранных органов относится информационно-просветительская деятельность, содействие экологическому образованию и воспитанию. Ежегодно выпускаются государственные и региональные доклады о состоянии окружающей среды. В учебные планы образовательных учреждений введено изучение экологических дисциплин, в дальнейшем предусматриваются обязательные минимумы экологических знаний для лиц, выполняющих хозяйственно-распорядительные функции.
Еще статьи по теме
Экономика и экология
Наиболее общий философский смысл, соответствующий
современному широкому пониманию экологии как области знаний, состоит в
рассмотрении и раскрытии закономерностей развития некое совокупности
организмов, предметов, компонентов сообществ и с ...
Экономические принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды
Российская Федерация занимает обширную земельную территорию,
располагает всем спектром природных ресурсов, объектов и компонентов окружающей
среды. Они являются ее национальным богатством, основой устойчивой
хозяйственной и иной деятел ...