Состояние проблемы снижения транспортного шума

Немаловажной проблемой Москвы, как и любого другого крупного города с большим количеством транспорта и промышленности, является высокий уровень шума, который, по данным ученых-экологов, доставляет жителям Европы немало хлопот.

Свыше 75% территории столицы находится под воздействием акустической нагрузки на 5-10 дБ выше нормы (55 дБ в дневное время и 45 дБ – в ночное). При этом в зонах повышенного шумового загрязнения проживают, по разным данным, 3-6 млн москвичей, которые вынуждены постоянно подвергаться шуму, равному 90-100 дБ днем и 70 дБ ночью. По мнению специалистов, самая неблагоприятная ситуация сложилась в Южном Бутове, а самая спокойная – в Северо-Западном округе.

Главным же виновником шума, естественно, является транспорт, на долю которого приходится 70-90% всего шумового загрязнения. Так, из-за близости аэропорта Внуково больше всего страдают районы Солнцево, Теплый Стан, Ясенево и Тропарево. В свою очередь, Шереметьево влияет на Митино, Молжаниновский район – на Зеленоград, а Остафьево – на все то же Южное Бутово.

На втором месте по вырабатываемому шуму находятся промышленные объекты, воздействующие в столице на 10-15% ее территории. Кроме того, существует множество других источников шумового загрязнения: например, лифты, тепловые узлы, бойлерные, насосные и электрощитовые подстанции. Поэтому неудивительно, что в последние 10 лет у большинства молодых жителей столицы к совершеннолетию слух оказывается заметно ослабленным: они слышат на 5-20% хуже нормы, будто им не 18, а 85 лет.

В общем случае методы снижения транспортного шума можно классифицировать по следующим трем направлениям: уменьшение шума в источнике его возникновения, включая изъятие из эксплуатации транспортных средств и изменение маршрутов их движения; снижение шума на пути его распространения; применение средств звукозащиты при восприятии звука.

Использование того или иного метода или их комбинации зависит в значительной мере от степени и характера потребного уменьшения шума с учетом как экономических, так и эксплуатационных ограничений.

Любая попытка регулирования шума должна начинаться с установления источников этого шума. Несмотря на наличие значительной аналогии различных источников, они достаточно несхожи друг с другом для трех видов транспорта, - автомобильного, железнодорожного и воздушного.

Из трех основных видов транспорта автомобильный транспорт оказывает наиболее неблагоприятное акустическое воздействие. Автомобили являются преобладающим источником интенсивного и длительного шума, с которым ни в какое сравнение не идут никакие другие. Шум, создаваемый движущимися автомобилями, является частью шума транспортного потока. В общем случае наибольший шум генерируется большегрузными автомобилями. При малых скоростях движения по автодорогам и больших частотах вращения вала двигателя основным источником шума является обычно силовая установка, в то время как при больших скоростях движения, пониженных частотах вращения и меньшей мощности силовой установки доминирующим может стать шум, обусловленный взаимодействием шин с поверхностью дороги. При наличии неровностей на поверхности дороги преобладающим может стать шум системы рессорной подвески, а также грохот груза и кузова.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Пестициды и удобрения. Их роль
Питание - это основа жизни любого живого организма, в том числе и растений. Вне питания нельзя понять сущность процессов роста и развития. С точки зрения практического растениеводства важнейшим средством улучшения питания с ...

Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Экономика международного сотрудничества в области
Широта научных интересов и поисков Вернадского поражала его современников. Поражает она нас и сегодня. Универсализм Вернадского сравним, сопоставим с универсализмом, пожалуй, только Ломоносова. Имя академика Вернадского связано со мно ...