Виды труда в природе и требования к его организации

Как создать у детей устойчивое, положительное отношений к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе. Одно из условий эффективности всякой работы — правиль­ная ор г а н и з а ц и я т р у д а. А. С. Макаренко говорил, что только при-хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Существуют различные формы организации трудовой деятельности. В практике детских садов широкое распространение полу­чила организация фронтальных трудовых процессов, проводимых в виде занятий.

Занятия проводятся в уголке природы, на огороде и в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд и клумб, посеву, уходу за огородом, сбору урожая. В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений, животных, узнают, какие условия нужны для выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепля­ются в повседневной жизни.

Усвоение знаний и формирование трудовых умений и навыков должно происходить не только на специально организованных занятиях, но преимущественно в повседневном труде. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат, по мере надобности показывает нужные приемы, сообщает знания, но делает это по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитывая трудолюбие, педагог постепенно объясняет детям и значение ухода для роста растений.

В процессе обучения детей умению ухаживать за растениями и животными большое место должен занимать совместный труд ребенка и взрослого. Эта работа помогает воспитанникам усвоить направление движения (движение корпуса, повороты рук и ног во время перекопки, рыхления), силу движения (например, сочетание движения рук и ног при перекопке, рыхлении, переноске земли на носилках, поливке).

Все это можно осуществить тогда, когда взрослый с самого начала работает с небольшой группой детей, за которой закрепляется определенный участок работы. Имея постоянное задание, ребенок прилагает известные усилия, учится преодолевать трудности. Ребенок почувствует пользу труда только тогда, когда он активно пройдет через все трудовые процессы и достигнет в конеч­ном счете намеченного результата, например вырастит цветы из семян и от цветков вновь получит семена.

Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они включают выполнение ребенком конкретной задачи и позволяют ему получить определенные трудовые навыки и умения, а воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, за отношением ребенка к получению результата. Они могут быть длительными, систематическими, кратковременными или эпизодическими.

Еще статьи по теме

Экологические последствия интенсификации сельского хозяйства
Развитие сельского хозяйства осуществляется в двух формах: экстенсивной и интенсивной. Под экстенсивной понимают такую форму развития сельского хозяйства, при которой объемы продукции увеличиваются за счет расширения площадей обрабатываем ...

Воздействие озона на человека польза или вред
Актуальность темы. На сегодняшний день проблема озона беспокоит очень многих, о ней наслышаны даже те, кто раньше и не знал о существовании озонового слоя в атмосфере. И интерес к этой проблеме понятен, ведь речь идёт о будущем человечест ...