Роль СМИ в процессах формирования экологического сознания у населения.

Роль средств массовой информации в конце тысячелетия необыкновенно возросла, и, следовательно, должны измениться требования к журналистике и журналистам. Современные технологии (спутниковая связь, электронная почта, Интернет, пейджеры, персональные компьютеры и т.д. и т.п.) позволяют прессе быть сверхоперативной; информационное пространство не только расширяется, но и становится, если так можно выразиться, крайне интенсивным, уплотненным; “производители” и "потребители" информации постоянно меняются местами - монолог заменяется не просто диалогом, а глобальным полилогом .

Не смотря на все возрастающую остроту экологических проблем, воспитание населения России в духе бережного отношения к окружающей среде, сохранения и хозяйственного использования природных ресурсов находится на крайне низком уровне и не отвечает даже самым элементарным требованиям. Более того, в последнее время прослеживается отчетливая тенденция к свертыванию экологического просвещения, ослабления внимания средств массовой информации к вопросам защиты природы.

Сейчас, когда опасность деградации окружающей среды превращается в проблему номер один для человечества, возрастает значение средств массовой информации. Значительная часть ущерба, который наносится природе, можно отнести к низкой экологической культуре и слабой осведомленности. Успех журналисткой деятельности во многом определяется профессионализмом и уровнем нравственности. Средства массовой информации несут огромную ответственность за отражение не только конфликтов с природой, но и сложности их решения. Именно они призваны показывать пути выхода из критических ситуаций.

В свете изложенного результатом достоверного информирования об имеющихся проблемах экологии должно стать построение в России массовой универсальной системы пропаганды и обучения, которая:

· обеспечивала бы доступность любому гражданину (или организации) всей существующей и необходимой для их безопасности и деятельности информации;

· производила бы эту информацию для каждого человека по законам экспоненциального роста (когда начинает действовать сопротивление среды, рост популяции внезапно прекращается);

· использовала бы современные средства массовой информации (радио, телевидение, печать);

· гарантировала бы потребителю или предпринимателю безопасность деятельности на производстве.

Отсутствие достоверной информации на всех уровнях принятия решений по экологии приводит к непредсказуемым трагическим результатам.

Для работников средств массовой информации весьма важны сбор точной, достоверной и эффективной информации, избегание схематизма и объективность. Журналист только тогда высоко ценится, когда он имеет свою собственную компетентную позицию. Правдивая и своевременная информация активизирует и мобилизует силу и волю, устремляет к поискам выхода, превращает человека в нравственно ответственную деятельную личность.

Ныне средства массовой информации, если они стоят на сугубо нравственных позициях, должны твердо и неукоснительно противостоять растлению. Мы являемся свидетелями чудовищного разгула безнравственности, жертвой которого становится в первую очередь молодежь, цвет и будущее нации. Она погибает не только в войнах, ее косят всякие соблазны и преступность. Растлевающее влияние на молодежь оказывают во многих случаях радио, телевидение, печать, пропагандирующие не лучшие стороны жизни экономически развитых стран. А ведь по оценкам значительной чести интеллектуальной элиты самого Запада, он сейчас духовно погибает от того, что погряз в наслаждениях. И многие наши несчастья происходят от того, что мы живем, потакая лишь собственными желаниям удовлетворять сегодняшние материальные потребности. И если каждый из нас ограничит себя от вредных соблазнов, спасется человечество. Эта элементарная истина и есть суть нравственности. Вся мощь коммерческих информационных каналов брошена на то, что бы погубить доброго, отзывчивого, работящего человека и низвести его к уровню потребителя. Этот стереотип всячески навязывают нам, нашей молодежи. Сейчас надо заниматься делом. Нельзя равнодушно взирать на боль и страдания своего народа. И если уж говорить о культурных приоритетах, то в первую очередь нужно подумать о судьбах великого русского народа, нужно все силы бросить на поддержание экологического воспитания и образования.

В сфере экологического просвещения не на последнем месте стоит книгоиздательское дело. Книг по экологии с каждым годом в России издается все меньше и меньше. Даже специализированное издательство "Экология" выпускает не более 10-12 книг в год по своему профилю, причем среди них, только 3-4 научные монографии. Это характерно и для других издательств, выпускавших книги по вопросам защиты окружающей среды.

По данным Российской книжной палаты в 1993году в России было издано книг и брошюр 304 наименований, посвященных проблемам экологии, мониторинга окружающей среды и рационального природопользования, в том числе 170 научных, научно-популярных, учебников для вузов и техникумов. Остальные 134 издания представляют собой тезисы конференций, симпозиумов, обзоры семинаров, препринты, методические разработки т.д.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по теме

Определение предпочтительного варианта осуществления природоохранительных мероприятий с помощью
Определение степени загрязнения окружающей среды с помощью коэффициента загрязнения Количественную оценку степени загрязнения окружающей среды можно сделать с помощью коэффициента загрязнения G (j), представляющего собой совокупнос ...

Характеристика урбанизированной экосистемы на примере Фестивального микрорайона города Краснодар
В связи с активным ростом городов, застройки новых территорий, изменения ландшафтов и преобразовании естественных экосистем, встает вопрос об устойчивости преобразованных экосистем и их функционировании в новых, непривычных условиях. Изуче ...