Досуговые и духовные предпочтения в мегаполисах и провинциях

Как видно по данным таблицы 1, неблагополучные в материальном отношении слои населения столиц и провинций демонстрируют наибольшую степень неудовлетворенности качеством досуга, отдыха и общения. В первую очередь, этот факт отражает их действительно ограниченные возможности приобщиться к различным формам активного досуга вне дома. Обращает на себя внимание также и то, что в сфере общения с друзьями – наиболее распространенной и общедоступной форме проведения свободного времени – у низкообеспеченных жителей мегаполисов наблюдается превышение неудовлетворительных оценок по сравнению с провинциалами. Это говорит о том, что риск оказаться исключенным из привычного круга общения и образа жизни по причине хронических материальных трудностей на сегодняшний день явно выше в столицах, чем в российских провинциях.[3]

В то же время очевидно (и данные таблицы 1 это подтверждают), что проблема неудовлетворенности в сфере досуга продолжает оставаться актуальной не только для бедных, но зачастую и для среднедоходных групп населения провинций, особенно в сравнении с мегаполисами. Аналогичная тенденция (правда, в меньшей степени) наблюдается подчас даже среди провинциалов с высокими доходами. Данная ситуация в большей степени характерна для крупных городов, чем для малой провинции. Вполне вероятно, что здесь имеет место более высокий запрос на качественное улучшение именно этой стороны жизни, а также определенное отставание российских провинций в степени развития доступной досуговой инфраструктуры. Возможно, впрочем, что здесь сказывается также сохраняющееся отставание в размерах доходов жителей провинций и мегаполисов.[3]

Кроме того, проблема удовлетворенности или неудовлетворенности той или иной сферой жизни в целом заключается не только в реальных практиках (в частности, досуговых), но и в уровне притязаний, сложившихся в обществе представлений о том, каковы желаемые формы проведения свободного времени. Качество досуга жителей мегаполисов и провинции – это не только проблема их возможностей, но и проблема выбора. Нельзя однозначно утверждать, что вся без исключения часть населения, не имеющая активного досуга, не удовлетворена сложившимся положением вещей. Многие могут быть вполне довольны тем, что имеют – все зависит от того, насколько обширны и содержательны их досуговые потребности.[3]

В этой связи следует обратиться к анализу структуры духовных интересов населения России, понять, насколько она дифференцирована (и дифференцирована ли вообще) в поселенческом разрезе. Соответствует ли устоявшийся в массовом сознании образ столицы как центра образования, развития и культуры более высоким духовным запросам людей, населяющих современные мегаполисы, и насколько здесь отстают (если отстают) провинции? [3]

Рисунок 3. Духовные интересы жителей мегаполисов и провинций, в %

Как видно из рисунка 3, по многим позициям духовные предпочтения столичных жителей и провинциалов схожи (речь идет о том, что им нравится). Однако провинции остаются в своих пристрастиях все же более традиционными – особенно ярко это заметно по выраженной любви к сериалам и современной российской кинопродукции, а также к массовым развлекательным и музыкальным телепередачам. Помимо этого, отчетливее проявляет себя ностальгия по «старым добрым советским временам» (как советское кино, так и советскую эстраду в провинциях ценят выше, чем в мегаполисах). Указанные тенденции тем более выражены, чем меньше населенный пункт. В то же время по ряду позиций, связанных, в первую очередь, с интересом к зарубежной культуре, столичные регионы, напротив, опережают провинции. Однако все эти различия не носят принципиального характера.[3]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи по теме

Способы утилизации промышленных и бытовых отходов
По оценке американских экспертов в области охраны природы, проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. Говоря об озоновых дырах, атомных электростанциях и глобальном потеплении, мы н ...

Загрязнения воздушного бассейна при сжигании жидких ракетных и авиационных топлив и их последствия
Прошло 45 лет со времени первого полета человека в космос, а чуть раньше запустили первый спутник. С тех пор ракетно-космическая техника ушла вперед. Но все таки это относительно новое направление машиностроения и производства. Все развиты ...