Развитие взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан в области охраны окружающей среды

· охрана окружающей среды, осуществление мер по ее восстановлению;

· обеспечение экологической безопасности.

25 мая 1994 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан было заключено Соглашение о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий в области охраны окружающей среды и использовании природных ресурсов. Данное соглашение состоит из 7 статей, его положения не содержат никаких новшеств, по сравнению с ранее законодательно закрепленными нормами в рассматриваемой области.

В настоящее время ряд субъектов Российской Федерации подписали (и продолжают подписывать) с федеральным центром Соглашения о прекращении действия соглашений между Правительством России и Правительством (Администрацией) субъекта Федерации о разграничении предметов ведения и разграничении полномочий в определенной области. Данная работа ведется в рамках приведения к единому правовому полю[14].

Считаю нецелесообразным подписание в настоящий момент Соглашения о прекращении действия «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и разграничении полномочий в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов от 25 мая 1994 года», которое было пролонгировано в 1999 году и действует по настоящее время.

В настоящее время в связи с изменившейся обстановкой в политической, экономической сферах жизни общества и государства, значительным развитием законодательства (и экологического в частности) между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан ведётся работа по развитию договорных отношений, в том числе и в области охраны окружающей природной среды.

12 января сего года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный Федеральный закон, определяющий правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, стал новым шагом в развитии экологического права России.

Статьи 5-10 главы II закона («Основы управления в области охраны окружающей среды») регламентируют вопросы государственного управления, полномочия Российской Федерации и её субъектов в области охраны окружающей среды.

В соответствии с положениями ст.6, п.2 ст.8 и ст.9 указанного закона, существенно расширились полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и специально уполномоченных органов субъектов РФ в области охраны окружающей среды[15].

В частности, в соответствии с п.2 ст.8 закона, субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определять органы государственной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды на территории субъекта, что не было предусмотрено ранее действовавшим Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и субъектов осуществляется, помимо Конституции РФ и федеральных законов, также и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов (п.1 ст.9 ФЗ).

Также, существенным нововведением является закрепление в п.2 ст.9 закона права передавать осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, на основе Соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, в том числе в области государственной экологической экспертизы объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по теме

Экологические проблемы почвенных ресурсов района им. М. Жумабаева
Актуальность темы. Район М. Жумабаева является одним из крупнейших регионов по производству сельскохозяйственной продукции. Для этого здесь есть все необходимые ресурсные и природно-климатические условия, позволяющие за счет местного произ ...

Микроклимат
Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоп ...