Экологическое образование как основа воспитания натурцентрического отношения человека к природе
Ведущим подходом в решении экологических проблем должен быть натурцентризм. Необходимость натурцентрического отношения к природе обуславливается недостаточной эффективностью ныне существующих подходов к природопользованию, что проявляется в неблагополучном состоянии экологической ситуации и негативных тенденциях ее изменения, а также необходимостью переориентации человека и общества на всемерное сохранение природной среды и сбережение природных ресурсов. Альтернативой этой необходимости является нарастание кризисной ситуации в экологии человека и общества:
Натурцентрическое отношение к природе - это также отношение между людьми, но опосредованное природной средой. Общество на протяжении всей истории осваивало природную среду, вовлекая в свое пользование все новые объекты и системы. В современных условиях влияние натурцентризма распространяется и на природную среду, так как от ее состояния зависит выживание и развитие общества в будущем.
Возможность натурцентрического отношения к природе связана с использованием обществом, присущего ему потенциала духовности, организации, регулирования деятельности, ориентирующих человека в его природопользовании.
Способом разрешения извечного противоречия между обществом и природой является экологизация общественных систем: политики, права, экономики, образования и воспитания, науки, быта, материального производства и других; гармонизация на этой основе отмеченного противоречия. Коэволюция есть изменение элементов системы при их взаимодействии в процессе совместного развития. Гармоничная коэволюция общества и природы также предполагает взаимообусловленные изменения: общество и его системы экологизируются, природная среда экологически стабилизируется, улучшается. Активное начало принадлежит обществу, от него зависят эти процессы.
Главное преимущество натурцентрического подхода к природопользованию перед другими состоит в том, что, его побудительным мотивом выступает внутренняя ориентация человека на бережное отношение к прир оде, в то время как ныне действующие подходы реализуют главным образом побуждения, основанные на внешнем воздействии. Внутренний побудительный мотив экологического поведения, при условии его сформированности, неформален, не сопряжен с каким-либо сопротивлением принуждению и поэтому эффективен.
В основе натурцентрической модели воспитания человека лежит идеал следования индивидуальной природе человека и, в первую очередь, таким ее проявлениям, как скорость мыслительных процессов, способы восприятия, переработки, хранения, использования информации и т.д. Наоборот, в антропоцентрической концепции человек - это самонастраивающаяся система, его внутренние, импульсивные, неосознаваемые устремления, его внутренняя потребность в саморазвитии сами подскажут, как, в каком темпе и в каких направлениях необходимо развиваться ребенку.
Потребность в экологическом образовании определяется необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизнедеятельности человека, поскольку разрушение системы экологических отношений и отсутствие ответственности перед будущими поколениями являются одной из составляющих кризисной экологической ситуации.
Сложившаяся в мире сложная экологическая обстановка и низкий уровень экологического сознания населения диктуют необходимость более настойчивого совершенствования экологического образования и просвещения. По мнению авторов доклада Римскому клубу «Нет пределов обучаемости», современное образование имеет такой существенный недостаток, как «направленность на запросы сегодняшнего дня, но не учит «предвидению», под которым авторы понимают «способность создавать новые, не существовавшие ранее альтернативы»[3]. В связи с этим международное экологическое движение педагогов признало, что экологическое образование должно стать приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем, и рекомендовало правительствам государств разработать соответствующую политику в области образования в контексте глобального экологического кризиса. Одним же из условий снижения техногенной нагрузки на биосферу является экологизация школьного и высшего образования.
Еще статьи по теме
Исследование влияния деятельности ОАО Турбоатом на жизнедеятельность г. Харькова
В предлагаемой дипломной
работе в качестве объекта для рассмотрения было выбрано предприятие ОАО «Турбоатом».
Цель данной работы –
оценить влияние предприятия на прилегающую территорию и разработать
природоохранные мероприятия, позволяю ...
Расчет циклона
Различные производственные процессы могут загрязнять
атмосферный воздух взвешенными твердыми или жидкими частицами, которые делятся
на пыль, дым и туман.
Среди проблем защиты окружающей среды наиболее
актуальной является охрана воздушн ...