Естествоиспытатели против теории естественного отбора

Против теории естественного отбора ополчились не только сторонники креационистских воззрений, но и естествоиспытатели, выдвигавшие и обосновывавшие другие эволюционные концепции, построенные на иных, чем дарвиновская теория, принципах. Среди них:

ü неоламаркизм (К.В. Негели, Э.Коп и др.)

Неоламаркизм, ряд различных концепций, опирающихся или на эволюционную теорию Ж.Б.Ламарка в целом, или же на какие-либо ее отдельные стороны. Все эти концепции прямо или косвенно признавали целесообразность изначальным свойством живого и стремились заменить или ослабить принцип естественного отбора. (www.megabook.ru) Немецкий ботаник К. Негели (1884) попытался модернизировать ламаркизм, четко разграничив организационные признаки (обусловленные внутренними факторами, определяющими общее строение организма и функции органов) и приспособительные признаки (связанные с внешними условиями и придающими общей организации индивидуальный характер). Эволюцию последних Негели объяснял врожденной способностью организмов целесообразно реагировать на внешние воздействия, в результате чего возникают ненаследственные адаптивные признаки, названные им модификациями. Эволюция же организационных признаков наследственна и происходит на основе внутреннего «принципа совершенствования» Ламарка.

Арсенал аргументов современных сторонников неоламаркизма весьма широк: от панпсихизма до термодинамики и кибернетики. Они считают, что эволюция – целенаправленный, сложный, осмысленный процесс, который не может базироваться на случайных взаимодействиях мутаций и отбора.

Большинство представителей неоламаркизма либо существенно отошло от учения Ж. Б. Ламарка, либо фальсифицировало его. Общее во всех концепциях неоламаркизма – признание наследования приобретённых признаков и отрицание формообразующей роли естественного отбора.

ü мутационизм, неокатастрофизм («Эволюционная теория во второй половине

XIX века» biolhistory.ru)

В периоде развития эволюционной теории зародился и начал распространяться неокатастрофизм — мутационизм. Это течение также сложно по своей структуре. Оно включало такие концепции, как гипотеза «гетерогенного размножения» (А. Келликер), представления С. Майварта о скачкообразном видообразовании, В. Ваагена о больших геологических мутациях, С. И. Коржинского о гетерогенезисе, а также идея геолога Э. Зюоса о "перечеканке живых существ", то есть гигантских превращениях форм на протяжении коротких периодов. Общим для неокатастрофизма, как и для большинства неоламаркистских течений, было отрицательное отношение к теории эволюции путем естественного отбора.

ü телеологические концепции эволюции

Значительное распространение получили телеологические концепции эволюции. Одни из них входили в состав ортоламаркизма, другие занимали самостоятельное положение. Лидером телеологического направления в эволюционизме следует считать К.Бэра, который в 70-е годы выступил с рядом работ, направленных против дарвинизма. В отличие от А. Келликера, К. Негели, С. Майварта и других биологов, развивавших телеологические принципы эволюции преимущественно на эмпирической основе, Бэр пытался дать им логическое обоснование. Бэр рассматривал «вселенную, и особенно органический мир, как результат развития, стремящегося к высшей цели, и руководимого разумом». Введя понятие о «целестремительности» эволюции, Бэр хотя и подчеркнул, что она «обусловлена материей и ее силами», но тут же добавил, что «общая закономерность в мире исходит от единого духовного начала». Впрочем, нельзя сказать, чтобы взгляды Бэра на эволюцию, изложенные в этих работах, отличались последовательностью. С одной стороны, Бэр признавал доказанной эволюцию только видов и родов, то есть оставался на позициях ограниченного эволюционизма, с другой – развивал идею о всеобщности развития.

ü системная критика теории Ч.Дарвина немецким ботаником А.Вигандом

(Татьяна Волобуева «К вопросу о критике дарвинизма» www.religare.ru/article52996.htm)

В 1874 – 1877 годах вышел трехтомный труд немецкого ботаника Альберта Виганда под заглавием «Дарвинизм и исследование природы Ньютоном и Кювье». Это была довольно подробная, системная критика теории Ч.Дарвина. Согласно А.Виганду теория Ч.Дарвина представляет собой гипотезу. Довольно подробно разбирая понятия вида, изменчивости, наследственности, искусственного подбора, борьбы за существование, Виганд указывал, что или эти понятия сами по себе толкуются Ч.Дарвином неправильно, или можно сделать другие выводы, чем те, которые делал Дарвин. Виганд решительно отказывал искусственному подбору и борьбе за существование в том важном значении, которое придавал им Ч. Дарвин. А.Виганд, признавал существование идеальной «образовательной силы» эволюционного процесса, которая, по его мнению, уже иссякла и потому эволюция прекратилась.

Еще статьи по теме

Государство, право, экология
Вся природа, начиная от мельчайших ее частиц и до величайших тел, начиная от песчинок и кончая солнцами, находится в вечном возникновении и исчезновении, в непрерывном течении, в неустанном движении и изменении. Это особая сфера материаль ...

История природоохранной деятельности России
Для человека, как и для любого другого биологического вида, природа — среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однак ...