Методы экологического образования детей дошкольного возраста
Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию.
Методы обучения
— это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения по источникам знаний (наглядные, словесные, практические).
К наглядным методам относятся
· наблюдение,
· рассматривание картин,
· демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование
. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей
, чтение художественных произведений о природе, беседы
. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются:
· возрастными возможностями детей,
· характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.
· Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.
Еще статьи по теме
Мутуализм как форма межвидовых контактов
Данная
работа посвящена рассмотрению в природе такого типа взаимоотношения, как
мутуализм.
Для
меня эта тема в первую очередь интересна тем, что почти все живые существа в
природе, так или иначе, вовлечены в этот тип взаимодействия, ...
Устойчивое лесопользование
Мы находимся на пути коренного
пересмотра взаимоотношений между лесом, людьми и промышленностью, которая
выращивает и эксплуатирует лес. Меняется представление о рынке лесной продукции
и о средствах, с помощью которых общество влияет ...