Игра в экологической работе ДОУ

«Оживи

растение»

Цель:закреплять знания детей о строении растений (стебель, лист, цветок).

Материал:карточки с изображением растений. На карточках имеются пустые квадратики в какой-либо части растения. Маленькие карточки с изображением отсутствующих частей растений.

Игровая задача:

«оживи» растение — правильно заполни пустые квадратики.

В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и т.д. В связи с усложнением образовательной нагрузки кардинально меняются и сами игры. Усложняется их содержание, правила, задачи, игровые действия.

Приводим варианты дидактических игр, рекомендуемых к использованию в экологической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

«Живое — неживое»

Цель:

систематизировать представления детей о живом организме, формировать обобщенное представление о «живом».

Материал:

карточки с изображением объектов живой природы (мира растений и животных) и предметов неживой природы.

Игровая задача:

отобрать те карточки, на которых изображены объекты живой природы, объяснить свой выбор.

«Зоологическое лото»

Цель:

обобщать представления детей о различных классах животных, совершенствовать умение классифицировать животных на основе выделения существенных признаков.

Материал:

игровые карты пяти цветов (синий, зеленый, красный, желтый, коричневый), карточки-картинки, на которых изображены представители основных классов животных (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные).

Игровая задача:

разложить карточки с изображением разных животных на соответствующие их среде обитания цветовые карты (синяя карта — рыбы, зеленая — птицы, коричневая — земноводные, красная — насекомые, желтая — звери).

«Животные и растения родного края»

Цель:

обобщать и систематизировать представления детей о животных и растениях родного края.

Материал:

карточки, на которых изображены растения и животные разных географических областей, климатических зон.

Игровая задача:

отобрать те карточки, на которых изображены животные родного края, назвать их.

«Разложи карточки»

Цель:

обобщать и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе и их влиянии на мир растений и животных.

Материал:

четыре карты, отражающие четыре времени года, карточки-модели, отражающие характерные признаки сезонных явлений в мире живой и неживой природы.

Игровая задача:

выбери карточку, на которой изображено любое время года и соответствующие модели с изображением специфичных для него изменений в мире природы.

Однако для того чтобы использование дидактических игр было эффективным, необходимо целенаправленно обучать детей. Методика обучения детей дидактическим играм зависит от возрастных особенностей и возможностей дошкольников.

В младшем дошкольном возрасте

на первом этапе воспитатель выступает активным участником игры. Проигрывая игру вместе с детьми, он сообщает одно правило. Правило это должно быть несложным. В процессе повторения игры сообщается дополнительное правило. На втором этапе воспитатель руководит игрой уже со стороны. Не являясь активным участником игры, тем не менее он направляет игру, следит за выполнением детьми правил, помогает им. На третьем этапе, когда игровые правила и действия хорошо усвоены, дети Играют самостоятельно. Воспитатель только наблюдает за действиями детей со стороны.

Начиная со среднего дошкольного возраста

, когда у детей уже накоплен элементарный опыт игровой деятельности, методика обучения и руководства дидактическими играми детей несколько иная. Перед началом игры воспитатель рассказывает детям ее содержание, вычленяя при этом 1 — 2 наиболее важных правила. Воспитатель также активно включается в игровую деятельность детей и по ходу игры еще раз проговаривает пра-вила, показывает игровые действия, говорит о дополнительных правилах. Это первый этапобучения дидактической игре. На втором этапе

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по теме

Антропогенное воздействие на биосферу
Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха поступают от энергетических установок, работающих на углеводородном топливе (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, уголь, природный газ и другие). Количество загрязнения определяется состав ...

Лесомелиорация ландшафтов Завьяловского лесничества
Одной из важнейших государственных задач является сохранение и целенаправленное преобразование ландшафтов. Действенным рычагом в решении этой проблемы является создание средозащитных лесных насаж­дений, выполняющих многофункциональную роль ...