Состояние природных систем в районе Заполярного ГНКМ[2] в Надым-Пур-Тазовском газодобывающем районе.[3]
Если правобережье р. Пур, в том числе и пос. Ст. Уренгой, за 80-е годы изменилось мало, то левобережье преображено хозяйственной деятельностью весьма заметно. В 1993 г. уже существовала железная дорога, связавшая Уренгойскую группу месторождений с центром Западной Сибири; практически на голом месте возникли г. Новый Уренгой и пос. Коротчаево. С постройкой железной дороги в пос. Коротчаево появилась ж/д. станция со своей инфраструктурой (подъездные и запасные пути, склады, депо, ремонтные мастерские и т.д.), усилилась деятельность речного порта, куда была подведена ж/д. ветка.
Нарушения ГС уже тогда были значительными. В основном это механическое уничтожение ПРС и связанные с ним ЭГП - эоловые на обнаженных песках, обводнение на вездеходных колеях, подтопление вдоль насыпных дорог и связанный с ними линейный термокарст. Сильные изменения, где ПРС нарушен более чем на 50%, приурочены к насыпным дорогам и ж/д. полотну, ж/д. станции и её инфраструктуре, речному порту, промзоне, селитебной зоне, ГРС[7] "Тихая". Остальная часть полосы нарушений заполнена изменениями средней и слабой степени, а всё пространство к западу от этой полосы подвергалось пирогенным воздействиям. Кроме того, к 1993 г. отмечено и химическое загрязнение ГС[8].
На отрезке Коротчаево - НХК[9] изменения ГС линейно локализованы и обусловлены не столько интенсивностью техногенного воздействия, сколько низкой устойчивостью широко распространённых здесь болотных ландшафтов с большим количеством озёр и мелких ручьев. Вдоль дорог и трубопроводов почти повсеместно развилось искусственное обводнение, местами усилилась протайка ММП с начальной стадией термокарста. На песчаных берегах р. Ево-Яха активизировались эоловые процессы с образованием участков развеваемых песков площадью 1,5 х 2 км. Повсеместно отмечается механическое загрязнение бытовым и техническим мусором.
По мере приближения к строящемуся НХК воздействие усиливается, появляются мелкие карьеры, сгущается сеть грунтовых и вездеходных дорог. Для строительства использовались пески из сухоройных карьеров к югу от НХК, к ним ведут насыпные и грунтовые дороги.
Изменения ГС здесь местами сильные. В площади карьеров, на
территории строящихся корпусов, по дорогам и линейным коммуникациям полностью уничтожен почвенно-растительный слой, что само по себе является существенным изменением ГС. Наблюдаются изменения естественного стока вод из-за подпруживания ручьев коммуникациями, многочисленные случаи искусственного обводнения в карьерах, вдоль дорог, местами - размыва полотна дорог, отмечаются суффозионные и термокарстовые просадки, а на обнаженных дренированных участках - развевание песков.
Система транспортных коммуникаций на отрезке от НХК до г. Нов. Уренгой постоянно сопровождается зоной с многочисленными мелкими техногенными объектами, как то: мелкие карьеры, бульдозерные выемки, отдельные строения, складские территории, беспорядочная сеть грунтовых и вездеходных дорог, ответвления ЛЭП и трубопроводов. Эта зона охватывает пространство от трассы до поймы р. Ево-Яха. Сильные техногенные изменения отмечаются здесь лишь в карьерах, где уничтожен ПРС, на остальной площади механические нарушения слабые благодаря малой площади и незначительности техногенных объектов.
Город Новый Уренгой возник на новом месте на правом берегу приустьевой части р. Седэяха как столица газодобывающего края на севере Тюменской области. За 80-е годы он превратился в крупный административный, промышленный и культурный центр с развитой инфраструктурой. Основу промышленности составляет первичная переработка и транспортировка углеводородов, добываемых на богатейших месторождениях Западной Сибири. Площадь города к 1993 г. составляла около 100 кв.км.
Еще статьи по теме
Антропогенное воздействие на биосферу
Наибольшее
загрязнение атмосферного воздуха поступают от энергетических установок,
работающих на углеводородном топливе (бензин, керосин, дизельное топливо,
мазут, уголь, природный газ и другие). Количество загрязнения определяется
состав ...
Миграция химических загрязняющих веществ в биогеоценозе
Миграция химических
загрязняющих веществ (ХЗВ) в биогеоценозе как наиболее геохимически активном блоке
геосистемы тесно связана с их поведением в сопряженных с почвой природных водах.
Отдельной задачей
является исследование миграции ХЗ ...