Содержание и руководство в подготовительной к школе группе

При посеве семян можно провести с детьми посев сухими ,убедиться в том, что намоченные семена прорастают быстрее и что можно ускорить рост и развитие растений.

Особое место в работе воспитателей по ознакомлению детей с растениями занимают опыты. Они направлены на то, чтобы ребята сами наблюдали, узнавали, искали причины явлений, самостоятельно добивались результатов, чтобы они почувствовали радость открытий, а это важная предпосылка для развития деятельности.

Недопустимо, когда дети лишают живые существа благоприятных условий жизни, для того чтобы сделать вывод о необходимости удовлетворять жизненные потребности животных и растений. Такие приемы идут вразрез с воспитанием гуманных чувств, бережного отношения к природе.

При выращивания разных овощей при наличии небольшого участка можно проводить уплотненный или смешанный посев, например бороздка моркови, бороздка редиса. Редис поспевает раньше, его убирают, набирает силу морковь. Сеют дети семена разными способами и даже могут засевать вместе с воспитателем вразброс газоны.

Чтобы справиться с высадкой рассады, дети должны знать строение растений и способ посадки их в грунт. Дети осваивают эти способы постепенно. Они ухаживают за рассадой: когда жарко, прикрывают бумажным колпаком, чтобы не завяла, ежедневно поливают, рыхлят. Способы установления необходимости поливки растений еще более дифференцируются. Так, дети, опираясь на свойство водопроницаемости, сами подмечают способность земли долго удерживать воду В ходе такой проверки ребята в состоянии уяснить, что салат, редис, репчатый лук, огурцы растут на небольшой глубине; когда стоит жаркая погода, быстро вянут и нуждаются в частых поливах. Корнеплоды (особенно свекла, морковь) имеют корни, глубоко уходящие в почву, поэтому требуют редкой, но обильной поливки.

Больших затруднений при рыхлении дети не испытывают, однако перед работой с ними надо рассмотреть, как посажены растения: отдельно друг от друга (лук, огурцы, помидоры) или вместе (морковь, свекла). Кроме того, надо напомнить, на какой глубине у этих растений находятся корни. Ориентируясь на эти внешние и скрытые признаки, ребята следят за своими движениями, делают меньший размах у корней (неглубокое рыхление), больший между корнями и в междурядьях (глубокое рыхление). Они меняют орудия труда соответственно почве, с которой имеют в данный момент дело: тяжелую почву разрыхляют цапками, легкую, песчаную — просто палочкой.

Дети пропалывают растения на разных стадиях роста и раз­вития основных органов, при этом интересуются разновидностями сорняков. Поэтому их следует приучить одновременно видеть и сорняки, и культурные растения. Постепенно, в ходе прополки, они улавливают разницу в растениях почти по незаметным признакам; например, отмечают, что листья у непахучей ромашки более мягкие и более гладкие, чем у пахучей; листья у моркови зеленые, а у дымянки серые, как грязные.

Это говорит о том, что дети подготовительной к школе группы при соответствующей педагогической организации их деятельности способны во время прополки опираться на самые разнообразные признаки растений: их величину, строение и форму листьев, стебли, на особенности корневой системы, запах, характер поверхностного покрова, цвет. Чем лучше они определяют характерные признаки растений, тем выше качество работы. Приобретенные умения используются при решении новых задач; например, ориентируясь на известные им сорняки, они успешно пропалывают даже те растения, с которыми встречаются в первый раз (на клумбе).

Дети седьмого года жизни могут принимать участие в прореживании растений: они понимают, что заглушённые всходы дадут плохой урожай (техникой прореживания старшие дошкольники овладевают довольно легко); окучивать растения с целью образования дополнительных корней, усиливающих питание растений. Окучивание придает растению большую устойчивость. Землю вокруг растения при окучивании разрыхляют и пригребают к основанию стебля. Почва лучше пропускает воду и воздух к корням, сильнее прогревается солнцем. При окучивании надо следить, чтобы к растению приваливали сыроватую мягкую землю, а не сухую. Поэтому окучивать лучше после дождя или поливки (капуста, помидоры, огурцы). Участвуют в подвязывании растений: душистого горошка, садовых бобов, настурции в начале роста, чтобы быстрее росли и образовали красивую зелень. Подвязывать надо так, чтобы не стеснять стебель растения при росте.

Детей подготовительной к школе группы знакомят и с новым видом ухода за растением — пасынкованием. Например, у томатов удаляют боковые побеги, развивающиеся в пазухах листьев. На развитие этих побегов растение тратит питательные соки, а плоды на них не успевают вырасти. Поэтому удалять побеги следует своевременно.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи по теме

Миграция химических загрязняющих веществ в биогеоценозе
Миграция химических загрязняющих веществ (ХЗВ) в биогеоцено­зе как наиболее геохимически активном блоке геосистемы тесно связана с их поведением в сопряженных с почвой природных водах. Отдельной задачей является исследование миграции ХЗ ...

История природоохранной деятельности России
Для человека, как и для любого другого биологического вида, природа — среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однак ...