Содержание и руководство в подготовительной к школе группе

Трудовая деятельность детей в природе не только имеет воспитательное значение для формирования личности ребенка, но и дает определенные навыки подготовки к школе. У детей формируется любознательность, наблюдательность, понимание причин­но-следственных связей, способность самостоятельно мыслить. Особенности умственной деятельности старших дошкольников таковы, что они способны анализировать, сравнивать, обобщать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать связь между отдельными явлениями и понимать простейшие закономерности.

В этой группе расширяется круг трудовых обязанностей. Детей приучают к более сложным формам трудовой деятельности, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, развивают интерес и любовь к труду, стремление настойчиво добиваться результатов в труде, имеющих значение для окружающих, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, умение сговариваться, распределять обязан­ности. Развивается желание браться за работу по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, не избегая неприятной работы.

Дети подготовительной к школе группы имеют уже значительный практический опыт, четкие представления о растениях, знают особенности их выращивания. Поэтому здесь решаются задачи совершенствования навыков работы в уголке природы.

Дети 6—7 лет должны без напоминания взрослого определять необходимость поливки растений. Характерно, что они стремятся сделать это с помощью наблюдений за внешним видом, растений: рассматривают его, осторожно дотрагиваются до листьев, стебля, бутонов. Очень важно учесть это обстоятельство при внесении в группу нового растения. Педагог должен назвать его, подробно рассмотреть с детьми строение стебля, форму и окраску листьев, цветов, рассказать о специфических особенностях ухода за ним. В этом случае дети относятся к работе более ответственно и осознанно. В процессе обследования под руководством воспитателя они не только устанавливают необходимость поливки, но и определяют, какие растения надо поливать обильно. Однако детям надо напомнить о том, что есть такие растения, по внешнему виду которых нельзя судить, нуждаются ли они в поливке, например кактус. Наблюдая за ним, дети убеждаются в том, что он всегда стоит прямо, может долгое время жить без полива.

В процессе ухода за растениями надо рассказывать об их родине и связывать с этим правильный уход за обитателями уголка. Наши комнатные растения привезены из теплых стран. У каждого из них свои условия жизни на родине. Чтобы растения хорошо росли, надо знать эти условия и учитывать их при уходе. Например, родина многих растений с сочными листьями — пустыня. Там дожди редкие, но сильные. Растения впитывают много воды, долго ее сохраняют, поэтому их надо поливать реже.

Поливку растений определяют разными способами: на основе нового восприятия — прислушивания к звукам, издаваемым при щелчке по горшку (звонкий звук — сухая земля, глухой - мокрая), тактильного восприятия — по температуре горшка (сухая почва — теплый, влажная — холодный). Насыщают вла­гой в первую очередь влаголюбивые растения, поливают их до тех пор, пока не появится на поддоне вода. Если растения находятся и больших горшках, достаточность поливки определяется по качеству земли на ощупь. Педагог должен всячески поддерживать появление избирательного подхода в процессе работы и воспитывать у ребят бережное отношение к растениям.

В подготовительной к школе группе детей продолжают обучать приемам содержания растений в чистоте: пыль смывать тряпочкой только с плотных, гладких листьев, растения с нежными и ворсистыми листьями обрызгивать.

Не вызывает у ребят затруднений и рыхление. Прежде чем рыхлить, они внимательно осматривают поверхность земли в горшке (ящике), ищут на ней трещины, заплывчатость, отставание земляного кома от стенок горшка. Дети семи лет овладевают правильными приемами рыхления: стараются держать палочку не в кулаке и не как карандаш, а брать ее сверху.

Систематичность в уходе за растениями поддерживается разнообразной работой в уголке природы (выращивание лука, огурцов, салата, зелени для животных). Работа по выращиванию растений должна связываться с заботой о людях, стремлением доставить им радость (выращивание черенков традесканции, фуксии, герани, бегонии к 8 Марта и т.д.).

В начале занятия проводится беседа, в которой выясняется, из чего можно вырастить растения (из луковиц, из семян); дети узнают о том, что весной (в марте — апреле) комнатные растения можно вырастить из черенков (веточка с листочками). Воспи­татель объясняет и показывает, как надо сажать черенки: на дне горшочка — донное отверстие (для стока лишней воды), чтобы из него не высыпалась земля, надо закрыть его черепком, выпуклой стороной кверху. На дно до первой полоски положить совочком песок, до второй — землю и опять песок. И песок, и землю слегка умять, затем полить, подождать, пока вода впитается, и палочкой в середине сделать небольшую лунку на глубину, отмеченную на палочке. Осторожно, бережно посадить в нее черенок до первого листочка, легко прижать землю вокруг черенка. Дети повторяют последовательность выполнения работы. Воспитатель помогает им, задавая вопросы: «С чего начнете? Что будете делать потом?» После окончания работы воспитатель спрашивает: «Что вы делали? Черенки каких растений посадили?» Затем каждого просит запомнить свои черенки и посчитать, сколько на них листочков. Далее предлагает поставить горшочки с черенками в теплицу (для этого можно использовать старый аквариум) или накрыть их стеклянной баночкой

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи по теме

Законодательство Республики Башкортостан в области экологического мониторинга
Законодательство Российской Федерации в области экологического мониторинга является на сегодняшний день одной из неразвитых (и поэтому требующей тщательной разработки) областей экологического права России. Целью данной работы является анал ...

Инициация региональной целевой программы Экологическое оздоровление территории Калининградской
Калининградская область — самая западная часть России, один из красивейших и необычных регионов страны. Еще в начале века курорты, расположенные на территории области, были очень популярны для отдыха европейской аристократии. Здесь развиты ...