Методы экологического образования детей дошкольного возраста

Доступность деятельности моделирования для ребенка дошкольного возраста доказана в исследованиях Л.А. Венгера, А. В.Запорожца, Л.М. Маневцовой, Н.Н. Поддьякова, И.А. Хайдуровой и др. В ходе исследований было выявлено, что для ребенка-дошкольника основным путем развития является эмпирическое обобщение, заключающееся в интеграции в единое целое полученной на основе чувственного опыта информации. Осуществляется такое обобщение с помощью наглядно-образных средств (сенсорных эталонов, символов, знаков).

Овладение детьми навыками моделирования и проявление интереса к этой деятельности осуществляются в течение достаточно длительного времени. Л.А. Венгер в этом процессе выделяет несколько э т а п о в:

1) освоение детьми действий замещения. Элементарные замещения доступны детям уже с 3-летнего возраста. В младшем дошкольном возрасте замещение в основном осуществляется на основе внешних признаков (цвет, величина и пр.). Постепенно «заместители» становятся все более условными;

2) использование самих моделей. На этом этапе модель в готовом виде дает детям сам воспитатель. Задача ребенка — с помощью предложенной модели решить познавательную задачу;

3) построение моделей самим ребенком. Первоначально ребенок создает модель на основе уже готовой (по образцу). Постепенно овладевая процессом абстрагирования не только внешне воспринимаемых признаков объектов, предметов окружающего мира природы, но и внутренних связей, зависимостей, ребенок учится создавать достаточно сложные модели.

Необходимо отметить, что обучение детей моделированию тесно связано с использованием системы исследовательских действий и планомерным анализом и сравнением объектов или явлений природы.

Таким образом, использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников целостного образа природы.

Пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают трудности для познания дошк-ов – это вызывает необходимость использования процесса моделирования.

Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо.

Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

Пр- глобус – предметная модель земли, а его изготовление – это моделирующая деятельность.

ВАРИАНТЫ МОДЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Младший дошкольный возраст

Предметные

Предметно-схематические (сенсорные)

Графические

- аквариум;

- игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида

- модель величины (большой, маленький);

- модель численности групп (много, мало)

- календарь погоды;

- календарь наблюдений за птицами;

- модель «Жизненные формы» (дерево, травянистое растение);

- модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок);

- модель «Потребности растений» (вода);

- модель «Способы ухода за растениями» (полив, очистка листьев от пыли тряпочкой);

- модель «Свойства песка» (рассыпается, формуется);

- модель «Свойства глины» (ломается, лепится);

- обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус);

- модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост)

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по теме

Скрытое отрицательное действие удобрений
Загрязнение почв чужеродными химическими веществами наносит им большой ущерб. Существенным фактором загрязнения среды является химизация сельского хозяйства. Даже минеральные удобрения при неправильном их применении способны наносить экол ...

Мировой Океан
Нашу планету вполне можно было бы назвать Океанией, так как площадь, занимаемая водой, в 2,5 раза превышает территорию суши. Океанические воды покрывают почти 3/4 поверхности земного шара слоем толщиной около 4000 м, составляя 97 % гидрос ...