Труд как метод воспитания экологически направленной личности
в дошкольном детстве
Одним из направлений занятий по экологическому образования детей является формирование у них устойчивой потребности практической деятельности по уходу за природой, ориентированной на организацию ухода за живыми объектами, создание для них условий, максимально приближенных к удовлетворению всех морфофункциональных потребностей каждого конкретного живого организма. Большое значение здесь приобретает труд.
ЗНАЧЕНИЕ
В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природным объектам, они учатся ответственно относиться к животным и растениям, у них формируется устойчивая потребность проявлять заботу и ухаживать за своими питомцами. Вместе с тем у детей формируются и необходимые им трудовые навыки и осознание важности заботы о природе.
Труд по уходу за природой оказывает положительное влияние на развитие наблюдательности и сенсорных способностей детей. К примеру, дети учатся по цвету почвы, по качественному к состоянию растений и на ощупь определять потребность растений в воде.
В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений и животных от качества ухода за ними, знакомятся с морфофункциональными особенностями и потребностями каждого живого организма, учатся эти потребности удовлетворять. Освоение «связей и зависимостей между потребностями растений и животных и качеством их удовлетворения делает труд детей более осмысленным, целенаправленным. В результате у детей формируется такое качество личности, как трудолюбие.
В дошкольном возрасте используются следующие формы организации труда детей по уходу за природой:
- индивидуальные поручения(используются во всех возрастных группах). Они дают возможность воспитателю осуществлять более тщательное руководство и контроль за действиями детей, вовремя оказать ребенку необходимую помощь, исправить его ошибки, дать совет, как поступить в той или иной ситуации;
- коллективный труд(используется со средней группы). Дает возможность максимально охватить всех детей в целях формирования у них трудовых умений и навыков. Данная форма организации труда по уходу за природой имеет большое значение для формирования у детей личностных качеств: умения работать сообща, договариваться, планировать деятельность, брать на себя ответственность за результат общей работы и пр.;
- дежурства
(используется со второго полугодия средней группы). Дежурства позволяют совершенствовать трудовые умения и навыки. Вместе с тем в процессе дежурств у детей формируется ответственность за порученное дело.
Тема 4.5. Игра в экологической работе ДОУ
Дидактические игры необходимо использовать как системный компонент занятий по экологическому образованию, начиная с младшей возрастной группы
. На данном возрастном этапе дидактические игры используются в первую очередь в целях закрепления знаний, полученных детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, а также организованных занятий по ознакомлению с миром природы. Исходя из специфики возраста, а именно наглядно-действенного характера мышления, в младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать настольно-печатные игры экологического содержания.
Приведем некоторые из них.
«Узнай
и назови»
Цель:научить детей узнавать и называть животных по отличительным особенностям внешнего вида.
Материал:карточки с изображением различных животных — собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей.
Игровая задача:
назвать животных, изображенных на карточках.
«Что есть у животных?»
Цель:
закреплять элементарные знания детей о частях тела животных.
Материал:
карточки с изображением различных животных — собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей.
Игровая задача
: показать и назвать части тела животного, изображенного на карточке.
«Отгадай-ка»
Цель:
развивать у детей умение узнавать и называть представителей основных жизненных форм растений (деревья, травянистые и комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.
Материал:
карточки с изображением деревьев (береза, ель), травянистых растений (астра, бархатцы), комнатных растений (фикус, аспидистра).
Игровая задача:
назвать растения, изображенные на карточках.
«Одуванчик»
Цель:
закреплять у детей элементарные знания о строении растений.
Материал:
разрезные картинки с изображением частей одуванчика (стебель, лист, цветок).
Игровая задача:
сложить из карточек одуванчики назвать его части.
«Времена года»
Цель:
закреплять элементарные знания детей о характерных признаках сезонов года.
Материал:
большой круг с вращающейся стрелкой, разделенный на четыре сектора (каждый сектор имеет свой цвет, имитирующий определенный сезон календарного года — белый (зима), зеленый (весна), красный (лето) и желтый (осень)), картинки с изображением сезонных изменений в неживой природе.
Еще статьи по теме
Загрязнение атмосферы передвижными транспортными средствами
Наибольшее
загрязнение атмосферного воздуха поступают от энергетических установок,
работающих на углеводородном топливе (бензин, керосин, дизельное топливо,
мазут, уголь, природный газ и другие). Количество загрязнения определяется
состав ...
Загрязнение
Актуальность данного курсового пректа заключается в том, что:
на всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром.
Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное
вмешательство человека в при ...