Труд как метод воспитания экологически направленной личности

в дошкольном детстве

Одним из направлений занятий по экологическому образования детей является формирование у них устойчивой потребности практической деятельности по уходу за природой, ориентированной на организацию ухода за живыми объектами, создание для них условий, максимально приближенных к удовлетворению всех морфофункциональных потребностей каждого конкретного живого организма. Большое значение здесь приобретает труд.

ЗНАЧЕНИЕ

В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природным объектам, они учатся ответственно относиться к животным и растениям, у них формируется устойчивая потребность проявлять заботу и ухаживать за своими питомцами. Вместе с тем у детей формируются и необходимые им трудовые навыки и осознание важности заботы о природе.

Труд по уходу за природой оказывает положительное влияние на развитие наблюдательности и сенсорных способностей детей. К примеру, дети учатся по цвету почвы, по качественному к состоянию растений и на ощупь определять потребность растений в воде.

В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений и животных от качества ухода за ними, знакомятся с морфофункциональными особенностями и потребностями каждого живого организма, учатся эти потребности удовлетворять. Освоение «связей и зависимостей между потребностями растений и животных и качеством их удовлетворения делает труд детей более осмысленным, целенаправленным. В результате у детей формируется такое качество личности, как трудолюбие.

В дошкольном возрасте используются следующие формы организации труда детей по уходу за природой:

- индивидуальные поручения(используются во всех возрастных группах). Они дают возможность воспитателю осуществлять более тщательное руководство и контроль за действиями детей, вовремя оказать ребенку необходимую помощь, исправить его ошибки, дать совет, как поступить в той или иной ситуации;

- коллективный труд(используется со средней группы). Дает возможность максимально охватить всех детей в целях формирования у них трудовых умений и навыков. Данная форма организации труда по уходу за природой имеет большое значение для формирования у детей личностных качеств: умения работать сообща, договариваться, планировать деятельность, брать на себя ответственность за результат общей работы и пр.;

- дежурства

(используется со второго полугодия средней группы). Дежурства позволяют совершенствовать трудовые умения и навыки. Вместе с тем в процессе дежурств у детей формируется ответственность за порученное дело.

Тема 4.5. Игра в экологической работе ДОУ

Дидактические игры необходимо использовать как системный компонент занятий по экологическому образованию, начиная с младшей возрастной группы

. На данном возрастном этапе дидактические игры используются в первую очередь в целях закрепления знаний, полученных детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, а также организованных занятий по ознакомлению с миром природы. Исходя из специфики возраста, а именно наглядно-действенного характера мышления, в младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать настольно-печатные игры экологического содержания.

Приведем некоторые из них.

«Узнай

и назови»

Цель:научить детей узнавать и называть животных по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал:карточки с изображением различных животных — собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей.

Игровая задача:

назвать животных, изображенных на карточках.

«Что есть у животных?»

Цель:

закреплять элементарные знания детей о частях тела животных.

Материал:

карточки с изображением различных животных — собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей.

Игровая задача

: показать и назвать части тела животного, изображенного на карточке.

«Отгадай-ка»

Цель:

развивать у детей умение узнавать и называть представителей основных жизненных форм растений (деревья, травянистые и комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал:

карточки с изображением деревьев (береза, ель), травянистых растений (астра, бархатцы), комнатных растений (фикус, аспидистра).

Игровая задача:

назвать растения, изображенные на карточках.

«Одуванчик»

Цель:

закреплять у детей элементарные знания о строении растений.

Материал:

разрезные картинки с изображением частей одуванчика (стебель, лист, цветок).

Игровая задача:

сложить из карточек одуванчики назвать его части.

«Времена года»

Цель:

закреплять элементарные знания детей о характерных признаках сезонов года.

Материал:

большой круг с вращающейся стрелкой, разделенный на четыре сектора (каждый сектор имеет свой цвет, имитирующий определенный сезон календарного года — белый (зима), зеленый (весна), красный (лето) и желтый (осень)), картинки с изображением сезонных изменений в неживой природе.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по теме

Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Экономика международного сотрудничества в области
Широта научных интересов и поисков Вернадского поражала его современников. Поражает она нас и сегодня. Универсализм Вернадского сравним, сопоставим с универсализмом, пожалуй, только Ломоносова. Имя академика Вернадского связано со мно ...

Водоотведение поселка Песочное с доочисткой сточных вод
В дипломном проекте все расчеты произведены с учетом требований по охране окружающей среды и рациональному использованию водных ресурсов. Населенный пункт расположен в районе города Ярославль. Глубина промерзания - 1.4 м; грунтовые вод ...