Труд как метод воспитания экологически направленной личности
Многие птицы не улетели от нас на зиму. Тихо в лесу зимним утром. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого в лесу.
Вдруг, точно живые цветы, запорхают между деревьями, мелькнут красным, оранжевым, повиснут на еловых лапках. Это стайка яркоперых клестов облепили ели, лущят из шишек се-мена.
С веселым свистом и писком пролетят синицы, рассыплются по веткам, начнут вертеться на них. Вниз головой по стволу про-бежит голубой поползень, поднимается вверх по стволу, закру-жит коричневая пищуха. С ними и пестрый улетел.
В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. Где зи-мой добыть еду? Эту нелегкую задачу птицы лесов и полей реша-ют по-разному.
Как вы думаете, каким образом?
Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы, предложенная С.Н. Николаевой
Цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте — его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни.
Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств:
· в нем осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение;
· каждое последующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления;
· протяженность во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок (многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1—3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему);
· проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.
***
В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме (безотносительно возраста дошкольников).
В приведенном цикле комплекс наблюдений охватывает разные стороны жизни и поведения золотой рыбки. Весь цикл — это сумма элементарных экологических знаний об отдельно взятом водном обитателе. В нем представлены его жизнь в привычной среде и морфофункциональная приспособленность к ней. В цикле показана средообразующая роль человека: как он заботится об условиях жизни рыбки, поддерживает среду ее обитания в хорошем состоянии. Очень важно, что эти знания дети получают маленькими «порциями», постепенно увеличивая общий объем. Важно также, что дошкольники получают знания самостоятельно, чувственным путем, что обеспечивается соответствующей организацией и ру-ководством педагога.
Цикл проводится в течение длительного времени — на неделю планируется одно — два наблюдения. Таким образом, представленный цикл из 8 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших групп за 1,5 — 2 месяца. Такое, достаточно длительное, общение дошкольников с обитателями аквариума способствует развитию у них интереса к данному объекту природы.
Цикл наблюдений — удобная форма организации педагогического процесса. Его составление и разработка — это творческое дело педагога: цикл можно спланировать по-разному (короче, длиннее, включить в него самые различные моменты и ситуации), в цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта природы: например, в аквариуме живут две разные золотые рыбки, или золотая рыбка живет вместе с другими видами рыб, или в аквариуме не золотые, а другие рыбки, — во всех случаях циклы наблюдений за ними будут иметь свои особенности.
По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений — дети должны знать и любить тех питомцев, которые являются их постоянными соседями. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира — комнатным растениям, деревьям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.), растущим на участке ДОУ, первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся насекомым.
В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме (безотносительно возраста дошкольников).
Наблюдение 1. Кто живет в аквариуме?
Цель. Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от его восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.
Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка?
Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки: большой аквариум и много воды (большое водное пространство); вода комнатной температуры (не холодная и не горячая), чистая (прозрачная), в такой воде есть воздух — рыбке легко дышать; на дне аквариума песок и камни, растения. Показать, что золотая рыбка живет в благоприятных условиях, поэтому она хорошо себя чувствует, не болеет.
Еще статьи по теме
Законодательство Республики Башкортостан в области экологического мониторинга
Законодательство Российской Федерации в области
экологического мониторинга является на сегодняшний день одной из неразвитых (и
поэтому требующей тщательной разработки) областей экологического права России.
Целью данной работы является анал ...
Радиационная обстановка и её влияние на экологию
Казалось бы, за время,
прошедшее после прекращения холодной войны, количество наших геополитических
врагов значительно сокранилось. Нам никто не угрожает применением ядерного
оружия.
Но, с другой стороны,
заметно усилилась террорис ...