Экономическое обоснование охраны окружающей среды курортной и рекреационной зон

В условиях ведомственной разобщенности территориальный принцип управления процессами природопользования и, в частности, природоохранной деятельностью имеет определенные преимущества перед отраслевым принципом управления [136, 46]. На необходимость централизации управления природоохранной деятельностью, создания специальных управляющих звеньев указывают К.А. Багриновский, М.Я. Лемешев [22, 686], М. Лойтер [83,37] и др.

В связи со сложностью и многогранностью проблем, связанных с охраной окружающей среды, требуется перейти от узковедомственной (отраслевой) охраны среды к вневедомственной, комплексной, что должно повлечь изменение структуры отраслевого управления народным хозяйством [80, 37]. На декабрьском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС подчеркивалось, что в сфере охраны природы, пожалуй, "как ни в какой другой сфере, нетерпим ведомственный подход. Он резко снижает эффективность использования капитальных вложений, препятствует проведению единой политики в осуществлении природоохранных мероприятий, порождает безответственность за экологические последствия принимаемых решений, ведет к мнимой экономии, которая в конечном счете оборачивается большими потерями. Словом, нужно подходить к этой проблеме комплексно, с общегосударственных позиций, решительно улучшить всю систему управления и контроля за состоянием окружающей среды" [17, 17], Кроме того, следует разделить контрольно-надзорные и хозяйственно-эксплуатационные функции.

Контроль за использованием природных ресурсов и сохранением требуемых качеств окружающей среды посилен лишь для специального централизованного вневедомственного органа, обладающего широкими полномочиями. Вопросы о структуре, компетенции и необходимости его создания неоднократно обсуждались в научной литературе по проблемам природопользования [64, 213, 214; 52].

Во Львовском отделении Института экономики АН УССР разработаны предложения по совершенствованию структуры управления природоохранной деятельностью [44, 17-23; 102, 128-152]. В сфере управления охраной окружающей среды выделяются четыре уровня: локальный, областной, республиканский, союзный. На каждом из них реализуются определенные функции, причем необходимость в них различна на разных уровнях. Поэтому основная задача состоит в рациональном распределении функций между уровнями управления таким образом, чтобы образованная структура охватила все функции. Тем самым будут созданы предпосылки для эффективного управления.

Структура управления охраной природы на областном и региональном уровнях претерпевает определенные изменения. Так, целесообразно областные инспекции по охране природы преобразовать в областные управления (тем самым подчеркивается не только их контролирующая, но в целом управленческая функция) и передать им многочисленные контрольно-регулирующие функции и штаты ведомственных органов. Например, во Львовской области существует бассейновое управление по регулированию и использованию вод Минводхоза УССР, региональная инспекция по работе газоочистных и пылеулавливающих установок Минхиммаша, инспекция по охране-атмосферного воздуха Госкомгидромета СССР, рыбинспекция Укр. рыбвода, инспекция лесов Минлесхоза, отдел охраны малых рек облводхоза, инспекция по охране природы Госкомприроды УССР и др.

При концентрации функций, выполняемых перечисленными инспекциями, в рамках вневедомственного органа управления по охране природы целесообразно создать в нем следующие отделы: охраны атмосферного воздуха, вод и рыбных запасов, земель и недр, растительного, животного мира и заповедных объектов, планово-экономический, группу экспертизы проектов, информации и лабораторию качества воды и воздуха [102, 129]. Состав такого органа управления во Львовской области насчитывал бы около 60 чел. и еще 50 чел. были бы необходимы для обеспечения работы 20 районных инспекций. В существующих разрозненных отделах, управлениях и инспекциях по охране различных компонентов природной среды насчитывается 117 чел.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще статьи по теме

Ущерб от землетрясения в Мире
Ущерб от землетрясения в Новой Зеландии оценили в 8 млрд долларов Теги: новая зеландия, деньги, землетрясения, жертвы Ущерб от землетрясения в Новой Зеландии составит от 3,5 до 8 миллиардов долларов США. Такой прогноз дала к ...

Опыт интродукции сосны крымской и проект ее внедрения в лесные культуры в Лооском лесхозе
Лес… Не так много на нашей планете природных богатств, которые могут с ним сравниться! Лес – важнейший фактор в экономическом равновесии биосферы, крупнейший накопитель солнечной энергии и биологической массы, один из источников кислоро ...