Экономическое обоснование охраны окружающей среды курортной и рекреационной зон

В условиях ведомственной разобщенности территориальный принцип управления процессами природопользования и, в частности, природоохранной деятельностью имеет определенные преимущества перед отраслевым принципом управления [136, 46]. На необходимость централизации управления природоохранной деятельностью, создания специальных управляющих звеньев указывают К.А. Багриновский, М.Я. Лемешев [22, 686], М. Лойтер [83,37] и др.

В связи со сложностью и многогранностью проблем, связанных с охраной окружающей среды, требуется перейти от узковедомственной (отраслевой) охраны среды к вневедомственной, комплексной, что должно повлечь изменение структуры отраслевого управления народным хозяйством [80, 37]. На декабрьском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС подчеркивалось, что в сфере охраны природы, пожалуй, "как ни в какой другой сфере, нетерпим ведомственный подход. Он резко снижает эффективность использования капитальных вложений, препятствует проведению единой политики в осуществлении природоохранных мероприятий, порождает безответственность за экологические последствия принимаемых решений, ведет к мнимой экономии, которая в конечном счете оборачивается большими потерями. Словом, нужно подходить к этой проблеме комплексно, с общегосударственных позиций, решительно улучшить всю систему управления и контроля за состоянием окружающей среды" [17, 17], Кроме того, следует разделить контрольно-надзорные и хозяйственно-эксплуатационные функции.

Контроль за использованием природных ресурсов и сохранением требуемых качеств окружающей среды посилен лишь для специального централизованного вневедомственного органа, обладающего широкими полномочиями. Вопросы о структуре, компетенции и необходимости его создания неоднократно обсуждались в научной литературе по проблемам природопользования [64, 213, 214; 52].

Во Львовском отделении Института экономики АН УССР разработаны предложения по совершенствованию структуры управления природоохранной деятельностью [44, 17-23; 102, 128-152]. В сфере управления охраной окружающей среды выделяются четыре уровня: локальный, областной, республиканский, союзный. На каждом из них реализуются определенные функции, причем необходимость в них различна на разных уровнях. Поэтому основная задача состоит в рациональном распределении функций между уровнями управления таким образом, чтобы образованная структура охватила все функции. Тем самым будут созданы предпосылки для эффективного управления.

Структура управления охраной природы на областном и региональном уровнях претерпевает определенные изменения. Так, целесообразно областные инспекции по охране природы преобразовать в областные управления (тем самым подчеркивается не только их контролирующая, но в целом управленческая функция) и передать им многочисленные контрольно-регулирующие функции и штаты ведомственных органов. Например, во Львовской области существует бассейновое управление по регулированию и использованию вод Минводхоза УССР, региональная инспекция по работе газоочистных и пылеулавливающих установок Минхиммаша, инспекция по охране-атмосферного воздуха Госкомгидромета СССР, рыбинспекция Укр. рыбвода, инспекция лесов Минлесхоза, отдел охраны малых рек облводхоза, инспекция по охране природы Госкомприроды УССР и др.

При концентрации функций, выполняемых перечисленными инспекциями, в рамках вневедомственного органа управления по охране природы целесообразно создать в нем следующие отделы: охраны атмосферного воздуха, вод и рыбных запасов, земель и недр, растительного, животного мира и заповедных объектов, планово-экономический, группу экспертизы проектов, информации и лабораторию качества воды и воздуха [102, 129]. Состав такого органа управления во Львовской области насчитывал бы около 60 чел. и еще 50 чел. были бы необходимы для обеспечения работы 20 районных инспекций. В существующих разрозненных отделах, управлениях и инспекциях по охране различных компонентов природной среды насчитывается 117 чел.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще статьи по теме

Скрытое отрицательное действие удобрений
Загрязнение почв чужеродными химическими веществами наносит им большой ущерб. Существенным фактором загрязнения среды является химизация сельского хозяйства. Даже минеральные удобрения при неправильном их применении способны наносить экол ...

Микроклимат
Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоп ...