Экономическое обоснование охраны окружающей среды курортной и рекреационной зон

Стремление к экономии капитальных вложений на стадиях проектирования и функционирования производственных объектов является одной из причин деградации природной среды. "Новый проект или технология признаются заведомо эффективными и лучшими по сравнению с базовыми, если они позволяют увеличить выпуск продукции с оптимальными приведенными затратами. Удельные же расходы природных ресурсов на производство и воздействие технологии на окружающую природную среду в большинстве случаев не учитываются" [79, 13]. В настоящее время при технико-экономическом обосновании строительства того или иного предприятия проводятся расчеты лишь некоторых побочных затрат, связанных, например, с компенсацией потерь сельского хозяйства от изъятия земель под объект или лесного хозяйства от вырубки леса. Но затраты на ликвидацию отдаленных последствий загрязнения воды, воздуха и почв не учитываются. Практически капитальные вложения в предотвращение ущербов означают перенесение на сегодняшний день будущих затрат, но сегодня они по размерам значительно меньше будущих затрат на ликвидацию последствий нарушений естественной среды. Это в полной мере касается и рекреации, поскольку существующая практика определения экономической эффективности капитальных вложений в рекреационную отрасль не учитывает возможных изменений в природно-территориальных комплексах.

Н.П. Федоренко и К.Г. Гофман отмечают, что противозагрязняющая деятельность предприятий должна быть "уравнена в правах" с их главной производственной деятельностью - выпуском продукции и услуг для народного хозяйства. Они предлагают дополнить существующую систему управляющих экономических параметров (цен, платежей за используемые ресурсы и т.д.) еще одним - платой за загрязнение природной среды [136, 43]. М. Лойтер отмечает необходимость полного правового и экономического уравнивания очистных цехов предприятия с цехами основного производства, в том числе и в части материального стимулирования [83,37].

Заслуживает внимания предложение М.Я. Лемешева о формировании специального целевого фонда, где бы аккумулировались средства на воспроизводство ресурсов окружающей среды за счет платы за использованные природные ресурсы, штрафных санкций за превышение допустимого уровня загрязнения, отчислений от прибыли предприятий, использующих природные ресурсы [81,43].

Значение правовых норм и правил в решении проблем охраны окружающей среды постоянно возрастает. Законодательные акты, нормы, инструкции регулируют взаимоотношения общества и природы. В последнее время на государственном уровне принят ряд законодательных актов о компонентах естественной среды, регламентирующих эти взаимоотношения. Если рациональное использование и охрана естественных ресурсов на курортах регламентируются Положением о курортах, то вопросы обеспечения земельными, лесными, водными и другими ресурсами туризма и отдыха нуждаются в углубленной разработке. Так, туризм не имеет регламентного права контроля над ресурсами, на пользование землей для маршрутов, стоянок и т.д.

Недостаточная эффективность правовых норм обусловлена тем, что экономический механизм в определенной мере не соответствует этим нормам. Как отмечалось на третьей сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, необходимо создать финансово-экономические рычаги, стимулы, санкции, которые побуждали бы министерства, объединения и предприятия строго исполнять законодательство, подняли бы их ответственность и повысили заинтересованность в рациональном использовании природных богатств [104].

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10

Еще статьи по теме

Определение предпочтительного варианта осуществления природоохранительных мероприятий с помощью
Определение степени загрязнения окружающей среды с помощью коэффициента загрязнения Количественную оценку степени загрязнения окружающей среды можно сделать с помощью коэффициента загрязнения G (j), представляющего собой совокупнос ...

Инженерно-экологическая оценка эксплуатации транспортной развязки кольцевой автодороги
Транспортная развязка в пос. Горская играет важнейшую роль в общей схеме развития кольцевой автодороги (далее КАД) вокруг Санкт-Петербурга. Создание развязки связано не только со сложными техническими, но и экологическими проблемами. Посл ...