Структура экосистемы.

Существование вида в сообществе определяется сочета­нием и действием многих фак­торов, но в определении при­надлежности организмов к той или иной нише исходит из характера питания этих орга­низмов, из их способности добывать или поставлять пищу. Так, зеленое растение, принимая участие в сложении биоценоза, обеспечивает су­ществование целому ряду экологических ниш. Это могут быть ниши, охватывающие организмы, питающиеся тканями кор­ней или тканями листьев, цветками, плодами, выделениями корней и т. д.

Каждая из этих ниш включает в себя разнородные по видо­вому составу группы организмов. Так, в экологическую группу корнеедов входят и нематоды, и личинки некоторых жуков (щел­куна, майского хруща), а в нишу сосущих соки растения - кло­пы, тли. Экологическая ниша «стеблееды» или «стволоеды» охватывает большую группу животных, среди которых особен­но многочисленны насекомые (древоточцы, древесинники, ко­роеды, усачи и др.). Следует отметить, что среди них имеют­ся и такие, которые питаются только древесиной живых растений или только корой - те и другие принадлежат к раз­ным экологическим нишам. Специализация видов в отноше­нии пищевых ресурсов уменьшает конкуренцию, увеличивает стабильность структуры сообщества. Существуют различные типы разделения ресурсов:

1. Специализация морфологии и поведения в соответствии с родом пищи, например, клюв у птиц может быть приспособ­лен для ловли насекомых, долбления отверствий, раскалыва­ния орехов, разрывания мяса и др.

2. Вертикальное разделение, например, между обитателя­ми полога и лесной подстилки.

3. Горизонтальное разделение, например, между обитате­лями различных микроместообитаний. Каждый из этих типов или их комбинация приводит к разделению организмов на группы, менее конкурирующих между собой, так как каждая из них занимает свою нишу. Например, существует разделе­ние птиц на экологические группы, основанное на месте их питания: воздух, листва, ствол, почва.

Примером экологических ниш на изучаемой экосистеме могут служить 2 вида мышей: мышь полевая и мышь домашняя.

Мышь полевая обитает преимущественно в земле, вырывая себе норки и запасая в них на зиму семена злаковых. Служит пищей хищным птицам и некоторым наземным хищникам.

Мышь домашняя обитает в домах в непосредственной близости с человеком или вблизи дома. Кормится преимущественно остатками пищи человека, является распространителем опасных заболеваний. Может служить пищей и для хищных птиц, и для различных хищных животных.

Таким образом можно сказать, что эти 2 вида мышей занимают 2 отдельные экологические ниши, разделившись в процессе конкуренции по типу местообитания и пищевому ресурсу.

В растительном покрове данной экосистемы примером экологической ниши могут быть 2 вида злаков: ячмень заячий и жесткоколосница твердая. Оба вида являются членами сегетального сообщества. Эти виды имеют сходное морфологическое строение основных структур (корень, стебель, колос и др.), но корневая система ячменя заячего проникает в почву гораздо глубже, чем у жесткоколосницы твердой, тогда как ее корневая система расположена в верхнем слое почвы 3-4см. Таким образом, занимая одинаковое местообитание и имея сходные потребности в пищевом ресурсе, оба вида занимают разные экологические ниши, что позволяет обоим видам избегать жесткой конкуренции и успешно развиваться.

Консорции.

Консорции представляют собой открытые системы, ядром которой является либо одна особь, либо популяция. На изучаемой экосистеме можно выделить следующую консорцию, основанную на эволюционном подходе:

Рис. 11

кошка

Синица большая

Концентр 3

Дождевой

Червь Концентр2

Концентр 1

Различные

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи по теме

Экологическое просвещение города Ленинска-Кузнецкого проблемы и пути их решения
Ленинск-Кузнецкий – один из крупнейших шахтёрских городов Кемеровской области, важный элемент в системе расселения в регионе. Располагаясь в центральной части области на реке Иня. В 80 км южнее областного центра, он является крупным промыш ...

Методы экологии человека
Экология человека – это не только накопление конкретных медико-биологических, географических, социально-экономических знаний, а прежде всего наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания, пути перестройки его мышления для осоз ...