Наглядные методы в системе экологической работы с детьми

2. Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формируются у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования педагогом циклов наблюдений за одним и тем же объектом). Каждое последующее наблюдение должно уточнять, закреплять и конкретизировать, расширять полученные представления.

3. В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают.

4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.

5. Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами, предметами природы, должны подкрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов работы с детьми по экологическому образованию (словесных и практических).

4 вопрос

Большое внимание как в психолого-педагогических, так и в методических исследованиях уделяется вопросу о содержании наблюдений в природе. По мнению С. Л. Рубинштейна, ребенок способен воспринять и осознать как целостный объект, предмет или явление, так и его отдельные части. Как считает С. Н. Николаева, содержание наблюдений за предметами, объектами природы должно синтезировать в себе следующие моменты: выделение самих объектов в целом и их частей (т.е. определение специфических особенностей строения объекта наблюдения), различных проявлений живых существ, способов их функционирования; определение качественных характеристик объекта наблюдения и его частей (цвет, величина, форма, характер поверхности и пр.); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. С. Н. Николаева полагает, что такое содержание наблюдений позволит детям на основе наблюдений устанавливать связи и зависимости, существующие в мире природы, что и составляет одну из задач экологического образования дошкольников.

В целях закрепления представлений о мире природы, полученных детьми в ходе наблюдений, целесообразно использовать различные способы фиксации наблюдаемого: календари природы и погоды, дневники наблюдений за ростом и развитием растений, дневники наблюдений за птицами, гербарии, детские рисунки и т. д. Фиксация даст детям возможность неоднократно обращаться к полученному опыту, поможет поддержать их интерес и позволит подкрепить те чувства и эмоции, которые ребенок испытал и пережил в процессе организуемых наблюдений за миром природы.

5 вопрос.

6 вопрос.

Наряду с использованием наблюдений в практике работы дошкольных образовательных учреждений широко используется наглядный иллюстративный материал.

Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений, С его помощью можно формировать у детей представления об объектах, предметах, явлениях природы, которые в данный момент (или в данной местности) наблюдать невозможно. Кроме того, в процессе использования наглядного иллюстративного материала дети могут знакомиться с длительно протекающими явлениями в природе (сезонные изменения). Использование данного материала способствует обобщению и систематизации у детей информации природоведческого содержания и характера.

Необходимо говорить и о значении использования наглядного иллюстративного материала для эстетического развития детей, обогащения эстетических и эмоциональных переживаний и чувств. Особое значение здесь имеет использование в работе по экологическому образованию детей репродукций картин, просмотр видео- и кинофильмов. Использование наглядного материала также стимулирует познавательную активность детей, их интерес к явлениям природы.

Однако для того чтобы все эти задачи были решены с положительными результатами, к применяемому в практике работы с детьми наглядно-иллюстративному материалу предъявляются определенные требования

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще статьи по теме

Инициация региональной целевой программы Экологическое оздоровление территории Калининградской
Калининградская область — самая западная часть России, один из красивейших и необычных регионов страны. Еще в начале века курорты, расположенные на территории области, были очень популярны для отдыха европейской аристократии. Здесь развиты ...

Перспективы экологической оптимизации структуры агроэкосистем на примере колхозов Баймакского
Сельское хозяйство районов Зауралья РБ в настоящее время испытывает тяжелейший экологический кризис. Сложившаяся в регионе экологическая ситуация вызвана чрезмерными антропогенными нагрузками на агроэкосистемы. Пастбищные нагрузки пр ...