Наглядные методы в системе экологической работы с детьми
:
- реалистичность изображаемых предметов и явлений;
- ясность замысла художника;
- художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательной ценностью его содержания.
Обобщение теоретико-практических наработок позволяет выделить следующие виды наглядно-иллюстративного материала:
- картины природоведческого содержания. Наиболее часто в практике работы дошкольных образовательных учреждений используются следующие серии картин о природе: «Домашние животные» (С.А. Веретенникова), «Дикие животные с детенышами» (С.А. Веретенникова), «Времена года» (С. Н.Соловьева), «Картины о сельской местности» (С. Н.Соловьева) и некоторые другие;
- картинки, иллюстрации, фотографии;
- гербарии, коллекции;
- кинофильмы, диафильмы, диапозитивы.
Положительных результатов в работе по экологическому образованию детей можно достичь только в результате комплексного использования всех наглядных методов.
Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов:
· выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных),
· различных проявлений живых существ (т. е. способов их функционирования, для животных — разных форм поведения);
· определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.);
· выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.
Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически важных знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.
Конкретно это означает следующее: во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки — форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Дети также знакомятся с функциями их органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев — это поглощение солнечного света (с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей). Цветок — это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом, зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.
Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.
По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются особенности их строения, способы функционирования (разные формы поведения), компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношения человека с животными.
Рассмотрим содержание возможных наблюдений на примере белки.
Вариант 1. В лесопарке, куда дети ходят на прогулку, нередко можно увидеть белок. Гуляющие иногда их подкармливают, протягивая к ним ладошки или выкладывая лакомство на кормушку.
Содержанием наблюдений за белками является:
Еще статьи по теме
Изменение климата проблема парникового эффекта
Мир
становится теплее, и человечество в значительной мере ответственно за это,
говорят эксперты. Но многие факторы, влияющие на изменение климата, еще не
изучены, а другие и вовсе не изучены.
Некоторые засушливые места в Африке за после ...
Сущность экологической концепции России
Необходимость разработки
новой экологической концепции Российской Федерации – ноосферного пути развития
– диктуется следующими причинами:
1.
До последнего
времени в России вообще отсутствовала какая-либо государственная политик ...