Наглядные методы в системе экологической работы с детьми

:

- реалистичность изображаемых предметов и явлений;

- ясность замысла художника;

- художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательной ценностью его содержания.

Обобщение теоретико-практических наработок позволяет выделить следующие виды наглядно-иллюстративного материала:

- картины природоведческого содержания. Наиболее часто в практике работы дошкольных образовательных учреждений используются следующие серии картин о природе: «Домашние животные» (С.А. Веретенникова), «Дикие животные с детенышами» (С.А. Веретенникова), «Времена года» (С. Н.Соловьева), «Картины о сельской местности» (С. Н.Соловьева) и некоторые другие;

- картинки, иллюстрации, фотографии;

- гербарии, коллекции;

- кинофильмы, диафильмы, диапозитивы.

Положительных результатов в работе по экологическому образованию детей можно достичь только в результате комплексного использования всех наглядных методов.

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов:

· выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных),

· различных проявлений живых существ (т. е. способов их функционирования, для животных — разных форм поведения);

· определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.);

· выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически важных знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.

Конкретно это означает следующее: во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки — форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Дети также знакомятся с функциями их органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев — это поглощение солнечного света (с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей). Цветок — это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом, зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются особенности их строения, способы функционирования (разные формы поведения), компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношения человека с животными.

Рассмотрим содержание возможных наблюдений на примере белки.

Вариант 1. В лесопарке, куда дети ходят на прогулку, нередко можно увидеть белок. Гуляющие иногда их подкармливают, протягивая к ним ладошки или выкладывая лакомство на кормушку.

Содержанием наблюдений за белками является:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще статьи по теме

Зеленые насаждения города. Нормативная обеспеченность, качество, охрана
Россия – высоко урбанизированная территория и страна, доля городских жителей составляет более 74% населения. Экология городской среды – полученная дисциплина прикладного хозяйства, ориентированная на изучение вопросов и проблем связанные ...

Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Экономика международного сотрудничества в области
Широта научных интересов и поисков Вернадского поражала его современников. Поражает она нас и сегодня. Универсализм Вернадского сравним, сопоставим с универсализмом, пожалуй, только Ломоносова. Имя академика Вернадского связано со мно ...